Иван Грозный

6.3/10
20
оценить
О борьбе Ивана Грозного за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. В 1547 году семнадцатилетний московский князь Иван Васильевич взошел на царский престол, а через несколько лет одержал победу в Казанском походе. Ему предстояло пережить смерть первой, горячо любимой жены, измену друга, поражение в ливонской войне и боярский заговор. В борьбе за власть царь был беспощаден. Он стал великим самодержцем и получил прозвище "Грозный".
(производство)
Иван Грозный
царь
Роль Ивана Грозного стала лучшей работой актера в кино. Здесь были сведены воедино многие пристрастия актера - от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая или же, напротив, диссидентская трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна. Для обоих Иван Грозный - центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него - к постижению исторической действительности, причем в перспективе ее развития
Анастасия
Роль царицы в "Иване Грозном" Целиковская сыграла благодаря Михаилу Жарову. Картина "Иван Грозный" принесла актрисе не только отлучение от театра, но и другие неприятности. "Радостью сияют глаза Анастасии", "Глаза Анастасии сияют счастьем", "На глаза Анастасии набегают слезы", "Иван приникает к губам счастливой, смущенной Анастасии"... Это режиссерские ремарки к одному из эпизодов "Ивана Грозного". Во время съемок неправильно были установлены софиты и ей "сожгли" хрусталики глаз (вот откуда секрет искрящихся васильковых глаз Целиковской). "Цариха" - такое прозвище получила на съемочной площадке Людмила Целиковская. Она полностью подчинилась воле режиссера, старательно и точно воспроизводила заданный рисунок образа. За это и досталось от критиков, мол, слишком зажатая получилась Анастасия.
Кроме того, она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили Сталинскую премию. Иосиф Виссарионович со словами: "Такими царицы не бывают", - собственноручно вычеркнул ее из списка. Естественно, спорить с ним никто не посмел. Сейчас трудно сказать, было это продиктовано его мнением относительно роли, или просто неприязнью к самой Целиковской - со Сталиным у Людмилы Васильевны были непростые отношения. Ей вообще удавалось стоять в стороне от власти, не заигрывая с ней.
Ефросинья Старицкая
тетка царя
"Государь не должен уклоняться от пути добра, ежели возможно... Но должен ступать и на путь зла, ежели сие необходимо."
Владимир Андреевич Старицкий
Одна из главных трагических фигур картины, слабый и простодушный юноша, трогательный и агрессивный в момент возбуждения, игрушка в руках безжалостных честолюбцев и палачей.
В фильме Кадочников играл еще две роли: халдея в пещном действе и царского духовника Евстафия (в третьей серии, которая не вышла на экран). Во время съемок "пещного дества" Эйзенштейн спросил у актера, умеет ли тот делать "колесо"? Тот сказал, что умеет и получил роль халдея.
Федор Басманов
Малюта Скуратов

Операторы:
Андрей Москвин
Эдуард Тиссэ
Художник-постановщик
Иосиф Шпинель
Композитор
Сергей Прокофьев
  • Вторая серия "Ивана Грозного" не была принята властями и лично Сталиным из-за представленной в ней трактовки образа правителя-тирана и была выпущена на экраны только в 1958 году.
  • 1946г. - Сталинская премия I степени (Сергей Эйзенштейн, Андрей Москвин, Эдуард Тиссэ, Сергей Прокофьев, Николай Черкасов, Серафима Бирман).
  • 1946г. - Приз за лучшую операторскую работу на МКФ в Локарно (Андрей Москвин, Эдуард Тиссэ).
comments powered by HyperComments