
27.07.1903г. - 14.09.1966г.
Народный артист СССР (1947г.).
Родился 27 июля 1903г. в Петербурге (ныне - г. Санкт-Петербург).
Учился в Студии мимистов п/р А. Кларка.
В 1926г. окончил Институт сценических искусств.
С 1919 по 1921гг. - мимист Петроградского (ныне - Мариинского) театра оперы и балета, Большого драматического Театра.
С 1922 по 1925гг. - участник Студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановок Театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств.
С 1926 по 1929гг. - актер Ленинградского ТЮЗа.
В 1927г. сотрудничал с передвижным коллективом артистов ТЮЗа "Комсоглаз".
C 1929 по 1931гг. - артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов.
С 1931 по 1933гг. - актер Ленинградского передвижного театра "Комедия".
С 1933 по 1965гг. - актер Ленинградского академического театра драмы им. А. Пушкина.
Ушел из жизни 14 сентября 1966г.
Народный артист СССР (1947г.).
Родился 27 июля 1903г. в Петербурге (ныне - г. Санкт-Петербург).
Учился в Студии мимистов п/р А. Кларка.
В 1926г. окончил Институт сценических искусств.
С 1919 по 1921гг. - мимист Петроградского (ныне - Мариинского) театра оперы и балета, Большого драматического Театра.
С 1922 по 1925гг. - участник Студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановок Театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств.
С 1926 по 1929гг. - актер Ленинградского ТЮЗа.
В 1927г. сотрудничал с передвижным коллективом артистов ТЮЗа "Комсоглаз".
C 1929 по 1931гг. - артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов.
С 1931 по 1933гг. - актер Ленинградского передвижного театра "Комедия".
С 1933 по 1965гг. - актер Ленинградского академического театра драмы им. А. Пушкина.
Ушел из жизни 14 сентября 1966г.
перейти в галерею
все фотографии с большими превью (55)
Все остается людям
(1963г., реж. Георгий Натансон)
Дон Кихот
(1957г., реж. Григорий Козинцев)
(в титрах: Н.Черкасов)
главный герой
/ Дон Кихот /
Для съемок фильма в Коктебеле была построена шестнадцатиметровая ветряная мельница. Дублером Черкасова был каскадер Васильев, которому предстояло вертеться на крыле этой мельницы. Но Васильева в решающий момент на площадке не оказалось. Пришлось самому Николаю Константиновичу в нескольких дублях зависать вниз головой. Отметим, что актеру в это время было уже 53 года.
Александр Попов
(1949г., реж. Герберт Раппапорт, Виктор Эйсымонт)
главная роль
/ Александр Степанович Попов / изобретатель радио
Сталинградская битва
(1949г., многосерийный, реж. Владимир Петров)
/ Франклин Делано Рузвельт / президент США
Весна
(1947г., реж. Григорий Александров)
главная роль
/ Аркадий Михайлович Громов /
кинорежиссер
сниматься в этой картине Николай Константинович не хотел. И лишь когда сама Любовь Орлова, пригласив Черкасова на дачу, встала перед ним на колени, актер согласился. Играя кинорежиссера Громова, Черкасов в какой-то степени по-дружески пародировал своего давнего друга Сергея Эйзенштейна - чудаковатого, но безумно талантливого режиссера.
сниматься в этой картине Николай Константинович не хотел. И лишь когда сама Любовь Орлова, пригласив Черкасова на дачу, встала перед ним на колени, актер согласился. Играя кинорежиссера Громова, Черкасов в какой-то степени по-дружески пародировал своего давнего друга Сергея Эйзенштейна - чудаковатого, но безумно талантливого режиссера.
Иван Грозный
(1944-1958г., реж. Сергей Эйзенштейн)
главный герой
/ Иван Грозный /
царь
Роль Ивана Грозного стала лучшей работой актера в кино. Здесь были сведены воедино многие пристрастия актера - от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая или же, напротив, диссидентская трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна. Для обоих Иван Грозный - центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него - к постижению исторической действительности, причем в перспективе ее развития
Роль Ивана Грозного стала лучшей работой актера в кино. Здесь были сведены воедино многие пристрастия актера - от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая или же, напротив, диссидентская трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна. Для обоих Иван Грозный - центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него - к постижению исторической действительности, причем в перспективе ее развития
Александр Невский
(1938г., реж. Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев)
(в титрах: Н.Черкасов)
главный герой
/ Александр Ярославич Невский / князь
Счастье (Арестант №1105, Ветерс с Востока)
(1932г., реж. Владимир Соловьев, Александр Файнциммер)
/ агент полиции
Страницы большой дружбы
(1965г., документальный, реж. Виктор Моргенштерн)
озвучание
/ читает закадровый текст
- 1938г. - Орден Трудового Красного знамени за роль в х/ф "Петр Первый".
- 1939г. - Орден Ленина за роли в х/ф "Петр Первый", "Александр Невский", "Ленин в 1918 году".
- 1941г. - Сталинская премия I степени за роль в х/ф "Александр Невский".
- 1946г. - Сталинская премия I степени за роль в х/ф "Иван Грозный".
- 1950г. - Сталинская премия III степени за роль в х/ф "Счастливого плавания!"
- 1951г. - Сталинская премия II степени за роль в х/ф "Александр Попов".
- 1951г. - Сталинская премия I степени за роль в х/ф "Мусоргский".
- 1958г. - Премия лучшему актеру на МКФ в Стратфорде за роль в х/ф "Дон Кихот".
- 1964г. - Премия за лучшее исполнение мужской роли на ВКФ за роль в х/ф "Все остается людям".
- 1964г. - Ленинская премия за роль в х/ф "Все остается людям".