
8.09.1919г. - 4.07.1992г.
Народная артистка РСФСР (1963г.).
Родилась 8 сентября 1919г. в Астрахани.
В 1941г. окончила Театральную школу им. Б.В. Щукина (курс Б. Захавы, К. Миронова).
С 1941 по 1985гг. - актриса академического театра им. Евг. Вахтангова.
Ушла из жизни 6 июля 1992г.
Народная артистка РСФСР (1963г.).
Родилась 8 сентября 1919г. в Астрахани.
В 1941г. окончила Театральную школу им. Б.В. Щукина (курс Б. Захавы, К. Миронова).
С 1941 по 1985гг. - актриса академического театра им. Евг. Вахтангова.
Ушла из жизни 6 июля 1992г.
перейти в галерею
все фотографии с большими превью (12)
Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся 100 лет назад
(1984г., телевизионный, реж. Владимир Мотыль)
/ хозяйка гостиницы
Попрыгунья
(1955г., реж. Самсон Самсонов)
Мы с вами где-то встречались...
(1954г., реж. Николай Досталь, Андрей Тутышкин)
главная роль
/ Лариса Петровна Максимова / жена, актриса
Повесть о настоящем человеке
(1948г., реж. Александр Столпер)
(в титрах: Л.Целиковская)
главная роль
/ Зинаида / медсестра
Беспокойное хозяйство
(1946г., реж. Михаил Жаров)
Иван Грозный
(1944-1958г., реж. Сергей Эйзенштейн)
главный герой
/ Анастасия /
Роль царицы в "Иване Грозном" Целиковская сыграла благодаря Михаилу Жарову. Картина "Иван Грозный" принесла актрисе не только отлучение от театра, но и другие неприятности. "Радостью сияют глаза Анастасии", "Глаза Анастасии сияют счастьем", "На глаза Анастасии набегают слезы", "Иван приникает к губам счастливой, смущенной Анастасии"... Это режиссерские ремарки к одному из эпизодов "Ивана Грозного". Во время съемок неправильно были установлены софиты и ей "сожгли" хрусталики глаз (вот откуда секрет искрящихся васильковых глаз Целиковской). "Цариха" - такое прозвище получила на съемочной площадке Людмила Целиковская. Она полностью подчинилась воле режиссера, старательно и точно воспроизводила заданный рисунок образа. За это и досталось от критиков, мол, слишком зажатая получилась Анастасия.
Кроме того, она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили Сталинскую премию. Иосиф Виссарионович со словами: "Такими царицы не бывают", - собственноручно вычеркнул ее из списка. Естественно, спорить с ним никто не посмел. Сейчас трудно сказать, было это продиктовано его мнением относительно роли, или просто неприязнью к самой Целиковской - со Сталиным у Людмилы Васильевны были непростые отношения. Ей вообще удавалось стоять в стороне от власти, не заигрывая с ней.
Кроме того, она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили Сталинскую премию. Иосиф Виссарионович со словами: "Такими царицы не бывают", - собственноручно вычеркнул ее из списка. Естественно, спорить с ним никто не посмел. Сейчас трудно сказать, было это продиктовано его мнением относительно роли, или просто неприязнью к самой Целиковской - со Сталиным у Людмилы Васильевны были непростые отношения. Ей вообще удавалось стоять в стороне от власти, не заигрывая с ней.
Воздушный извозчик
(1943г., реж. Герберт Раппапорт)
главная роль
/ Наташа Куликова / "А фифочка - это я!"
Сердца четырех
(1941/1945г., реж. Константин Юдин)
главная роль
/ Шурочка Мурашова /
По словам актрисы, это была ее любимая картина, так как она играла саму себя. Например актриса также, как ее героиня, обожала сладкое, любила музыку и ненавидела математику.
В этой картине Целиковская буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню, которую до этого предполагалось озвучить с помощью профессиональной эстрадной певицы. Юдин разрешил, но во время записи случилось непредвиденное - Целиковская так перенервничала, что у нее пропал голос. Запись пришлось отложить на неделю, что было делом неслыханным - из-за 19-летней студентки простаивал оркестр из 70 человек. И все же эту песню она записала. "Он поверил в меня! Он зажег мне зеленый свет! "- говорила позже Целиковская. С тех пор в кино, театре, на концертах Людмила пела своим голосом.
В этой картине Целиковская буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню, которую до этого предполагалось озвучить с помощью профессиональной эстрадной певицы. Юдин разрешил, но во время записи случилось непредвиденное - Целиковская так перенервничала, что у нее пропал голос. Запись пришлось отложить на неделю, что было делом неслыханным - из-за 19-летней студентки простаивал оркестр из 70 человек. И все же эту песню она записала. "Он поверил в меня! Он зажег мне зеленый свет! "- говорила позже Целиковская. С тех пор в кино, театре, на концертах Людмила пела своим голосом.
Антон Иванович сердится
(1941г., реж. Александр Ивановский)
- 1941 Много шума из ничего / Беатриче (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1941 Соломенная шляпка (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1941 Перед заходом солнца (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1943 Слуга двух господ (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1944 Мадемуазель Нитуш (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1945 Великий государь (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1947 Глубокие корни (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1949 В начале века (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1953 Раки (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1956 Ромео и Джульетта (В. Шекспир) / Джульетта (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1956 Фома Гордеев (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1958 Идиот (Ф. Достоевский) / Аглая (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1959 Маленькие трагедии. Каменный гость (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1960 Платонов (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1961 Потерянный сын (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1962 Живой труп (Театр им. Евг. Вахтангова)
- 1963 Дундо Мароэ (Театр им. Евг. Вахтангова)