Мурка
6.5/10
34
оценить
Лето 1922 года. Маруся Климова вместе со своим женихом Иваном направляется в Одессу в составе секретного отряда ГПУ под кодовым названием "Апостолы". Цель их тайной операции - внедриться в запутанную сеть преступных сообществ портового города и выйти на главаря всех бандформирований по кличке Бриллиант. Обезглавив одесский криминалитет, они вернут городу надежду на спокойную и мирную жизнь.
Студия Бонанза (производство), (заказ)
"Я понимала, что моей героине нужно строить полки из бандитов и воров, и чтобы почему-то взрослые серьезные мужчины вдруг верили этой маленькой, худенькой девочке. И тогда в моей голове возник образ волчонка. Не понятно, что она сделает в следующую секунду - она может достать маузер, может ножом ударить по руке, может поцеловать. Ее сила в эффекте неожиданности. Но когда вдруг она впервые в жизни начинает чувствовать себя женщиной, когда напротив нее не пистолет, а мужское обаяние и сила, она абсолютно не знает как себя вести, и становится абсолютным ребенком. Этот внутренний конфликт и становится главным для Маруси Климовой. На наших глазах этот волчонок превращается в волчицу... Дима Андреев один из лучших художников по костюмам в нашей стране. Мы впервые встретились у Хотиненко на "Бесах". Он продумывает все до пуговицы. В этой картине нет ни одной случайной перчатки, ни одной случайной сумочки. Нижнее белье продумано до мелочей - Дима с командой собирает винтажные вещи - все вплоть до чулочков и шнурочков... Стрижка каре - знаковая стрижка того времени, и она меняет героиню. Я так коротко не стригла волосы с 8-го класса школы."
Маруся Климова
"Я играю чекиста, который руководит операцией под кодовым названием "Мурка". Характер у моего героя сложный, он - человек без эмоций, но это только на первый взгляд. Он отправляет людей на испытания и страдания, рискует их жизнями. Тут не до сантиментов. Но в целом он - нормальный мужик. С характером."
Колыванов
Максим Оттович Берг
"В фильме "Мурка" у меня потрясающие партнеры - Нина Дворжецкая и Михаил Пореченков. Я никогда не разговаривал в кино на суржике - смеси украинского и русского языка, на котором говорят в Одессе, Николаеве и в Херсоне. Я родился и вырос в Херсоне и это, конечно было дико манко. Удивительное дело, как москвичке Нине Дворежцкой удавалось воспроизвести одесский говор, с ней было фантастически работать! Присутствие иронии и юмора в сценарии - вторая причина, по которой мне понравился этот проект. Мой герой махровый ворюга, отчаянный и способный на многое плохое человек. Особенной новизны для меня в этом амплуа нет, я играл огромное количество отрицательных персонажей, мне понравилось, что образ Грек был написан с изрядной долей юмора. Гражданская война, 20 -е годы - об этом отрезки истории многое не известно до сих пор. Это дает определенную степень свободы. С другой стороны, есть примеры классических фильмов о том времени - "Бумбараш", "Неуловимые мстители", "Служили два товарища". Юмор там одна из важных составляющих."
"Грек" / Петр Иванович Горобенко
Алена Бабенко (в титрах: Алёна Бабенко)
Соня / Софья Гертнер

Валерий Деркач постановщик трюков
/ совместно с Никитой Люшненко
Никита Люшненко постановщик трюков
/ совместно с Валерием Деркачем
Игорь Лаптев постановщик трюков
/ совместно со Светланой Мисаровой, кони
Светлана Мисарова постановщик трюков
/ совместно с Игорем Лаптевым, кони
Станислав Кисилевский (в титрах: Станислав Киселевский) каскадер
Андрей Синягин (в титрах: Андрей Сенягин) каскадер
Виктор Рощин каскадер
Продюсеры:
Джаник Файзиев
"Мы решили, что она [Мария Прокофьевна Климова - сотрудница ГубЧК] и есть та самая Маруся Климова, которая стала главной героиней песни. Второе обстоятельство, которое толкнуло нас на создание собственной версии этих событий, у песни "Мурка" есть варианты, согласно которым "банда" прибыла в Одессу "из Ростова", "с Петрограда" и "из Амура". А в одном из авторских текстов вообще написано "из-за МУРа". И этот вариант интересен больше других. Эти все истории вместе совместились, и нам показалось, что возникает очень красивая история, о том как чекисты отправили в Одессу подпольную банду, для того чтобы вскрыть бандформирования изнутри. Дальше мы добавили творческой фантазии. "Мурка" - это песня, которую знают все. Поэтому, думаю, познакомиться с историей о ней ближе будет интересно каждому... Мы раскопали удивительные банды. Если искать криминальные сюжеты, то богаче той жизни просто не придумать ничего. Там были банды китайцев, которые торговали кокаином и открывали наркопритоны, где можно было курить опий, были румынские контрабандисты, английские и французские шпионы. Была банда бывших циркачей, которые прыгали на пружинах, когда мы прочитали про это - то не поверили, лица они мазали фосфором и производили устрашающий эффект на горожан. Время было экстравагантное, НЭП, каждый реализовывался по-своему... У НЭПа была невероятно пестрая эстетика. В начале съемок я сформулировал так - это кино, где Дик Трейси встречается с неуловимыми мстителями. У нас действительно вся бандитская часть выглядит экстравагантно, как Дик Трейси (например, герой Ося Шифонер, появляющийся летом на улицах города в шубе), а реалистическая часть - красноармейцы, бедняки – они как "неуловимые мстители" с должной степенью жанровости... Все наши герои горячие и темпераментные, часто наставляют друг на друга оружие. Конечно, нам важно было, чтобы это выглядело эффектно и правдиво. Мы попытались соединить представление о гангстерах с реальностью. Мало кто знает, что знаменитый пистолет-автомат Томпсона - атрибут американских бандитов - стоил больше, чем автомобиль "Форд". Мы это учитывали, поэтому наши герои смотрятся действительно круто. 80% оружия, использованного в фильме, - настоящее. Как правило, снимая это время, в фильмах ограничиваются пистолетом Нагана, винтовкой Мосина и пулеметом системы Максим. Оружие - деталь, которая в этом жанре очень важна. В портовом городе Одессе того времени было огромное количество разного оружия. Все, что мы смогли найти в запасниках "Мосфильма", практически все мы использовали в фильме: редчайшие карабины Генри, уникальный обрез нашли для героини Дворжецкой. Один из поворотов сценария связан с найденной необычной гильзой, для этого мы нашли короткоствольный маузер другого калибра, и эта деталь позволила сделать историю внутренне богаче... Фильм с драматической точки зрения невероятно сложный, он очень многофигурный, и каждый персонаж - это отдельный мир. У нас получился набор ярких и разнообразных героев. Мы очень внимательно следили за тем, чтобы в оркестре, где много солирующих инструментов, по тембру у каждого был свой голос. Гармаш играет вора в законе по прозвищу Грек, который под давлением обстоятельств пошел на сотрудничество со следствием. Его привозит с собой из Москвы герой Пореченкова, чтобы поймать Бриллианта на живца. В такой роли Сергея Гармаша еще не видели. Михаила Пореченкова тоже утвердили без проб... Мурка, перед тем как оказалась в Одессе, несколько лет воевала, жила в окопах. И этот привкус пороха - его труднее всего изображать актрисе. Поэтому когда выбор уже сократился до нескольких кандидаток, решающим было - у кого это будет органично. Выбор пал на Машу Луговую, которая никогда ничего подобного не играла... Меня все называли "цветной дядя". Я все время подливал цветную краску и просил - добавьте цвета... В фильме много музыки. Композитор Юрий Потеенко создал аранжировки известной песни, невзирая на свое консерваторское образование, увлекся идеей фильма и блатной романтикой. Был момент, когда он сказал: "Я теперь не представляю свою жизнь без "Мурки"."
Иннокентий Малинкин
исполнительный
Дмитрий Сидоров
музыкальный продюсер
Антон Шварц
Режиссеры:
Антон Розенберг
"На "Мурке" у нас были невероятно длинные пробы с гримом, с костюмами, с музыкой и разыгранными мизансценами. Героиня должна была уверенно смотреться с оружием. Нам нужна была и девочка, и девочка-боец в одном лице... Нам удалось сделать необычную историю, мы не копировали Одессу. По жанру это кинокомикс, нам потребовалась серьезная доработка декораций, у нас очень яркие цвета, необычная цветокоррекция. Нам нужно было переломить стереотипы, существующие в нашем кино. Мы добивались необходимого градуса гротеска."
Ярослав Мочалов
"Мурка" для меня очень значимый проект. До нас никто так не снимал "бандитскую Одессу 20-х". Все привыкли видеть подобные сюжеты в традиционно-монохромной цветовой манере и более реалистичной стилистике. Мы работали в непривычном интересном визуальном жанре... Мы выстроили стилизованный аналог одесских улиц на натурной площадке "Мосфильма". Для каждого здания был подобран свой определенный цвет, который работал на контрасте с красками соседних домов и формировал уникальный облик нашего фильма. Так постепенно возникал образ кричащего и неоднородного города с множеством масок, за которыми скрыты смертельные ловушки. В Крыму была выстроена другая декорация - база Апостолов в степи. Объект получился очень большой и предельно натуралистичный и яркий. Сильные степные ветры один раз снесли часть декораций, и башню базы пришлось восстанавливать... У наших гримеров было огромное количество усов, бородок, и париков без которых не обходится ни одна историческая картина. Художник по гриму Наталья Горина работала над историческими прическами исключительно инструментами 20-х годов прошлого века! И это не причуда. Как оказалось, есть огромная разница в эффекте той же завивки при использовании современных инструментов и щипцов того времени."
Автор идеи
Андрей Калитин
"Мурка" - самая популярная песня ХХ века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное как песня о секретной операции ЧК. А сама Маруся Климова - реальный персонаж, всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Расшифровать "код Мурки" было непросто, в ходе расследования одна тайна сменяла другую. А главный вопрос - о судьбе героини песни Маруси Климовой - до сих пор остается открытым... В Одессе в 20-х годах прошлого века была проведена одна из наиболее засекреченных и уникальных операций ГубЧК. Опергруппа московской милиции, перевоплотившись в банду, отправилась к криминальной "жемчужине у моря", чтобы разоблачить шайку воров, а главное - найти их главаря. Мы нашли учетную карточку Марии Прокофьевны Климовой, тогда ей было 25 лет. Она была агентом МУРа и через какое-то время именно ей поручили возглавить "банду"... Одесса - крупнейший морской порт, через него шли грузы и товары из Европы. Процветала контрабанда, фальшивомонетчики всех мастей тоже "трудились" именно здесь. Несмотря на то, что еще в 1918 году город был окончательно завоеван красноармейцами, в Одессе все равно сохранялась очень напряженная обстановка. В пригородах действовало до 30 разрозненных банд, хорошо вооруженных со времен Первой мировой. Вся фактура абсолютна реальная. Есть в фильме ювелир Карджогло, история его ограбления - одна из самых громких в Одессе времен НЭПа. Многие фамилии персонажей взяты из реальных уголовных дел. Самая загадочная история - это ограбление банка "Лионский кредит", где пропало огромное количество денег и украшений, которые не были найдены. Это легендарное, не раскрытое преступление, окутанное тайнами и секретами. В нашей картине ограбление "Лионского кредита" было задумано как раз для того, чтобы выманить на него банду Бриллианта... Что касается прозвища лидера преступного мира Одессы - Бриллианта, это имя мы привнесли, но такая кличка была у одного первых воров в законе, страстного поклонника ювелирных украшений, еще он использовал бриллианты, чтобы вскрывать окна. "
Сценаристы:
Андрей Рубанов
"Этот исторический период чрезвычайно богат на события. В начале 20-х годов, чтобы навести порядок, в крупные города отправлялись вооруженные отряды чекистов. Пулеметные дуэли, газовые атаки, зверства банды "Коршуны" со зловещими татуировками и налетчиков из шайки "Бим-бом" с разукрашенными фосфором лицами - это лишь некоторые из элементов сюжета картины. Основные отрицательные герои вымышленные, но многих наших персонажей мы наделяли чертами реальных людей... Мне приятно, что в числе персонажей есть поэт Эдуард Багрицкий. Как раз в это время в милиции там работал 19-летний Евгений Катаев, которого мы знаем как автора "Золотого теленка" Евгения Петрова. И он тоже есть у нас в сценарии. Так что у нас в фильме есть не только криминальная, но и литературная Одесса."
(участие)
Андрей Калитин
(участие)
Джаник Файзиев
Оператор
Мария Соловьева в титрах Маша Соловьёва R.G.C.
"Если говорить про "Мурку" в трёх словах - для меня это взрыв эмоций, взрыв красок, и ещё конечно - импрессионизм. Во всяком случае, стилистику изображения я делала в этом ключе. И от работы на этом проекте у меня, и у моей операторской команды самые яркие впечатления."
Художник-постановщик
Денис Куприн
"Цвет был основной доминантой в фильме. Из московской натурной декорации мы строили Одессу, мы смотрели много материалов, относящихся к этому времени, после этого уже шли в сторону жанра."
Композитор
Юрий Потеенко
  • Сериал основан на песне "Мурка" (ст. - Яков Ядов, муз. - Оскар Строк, ок. 1921–1922гг.).
comments powered by HyperComments
Поддержка авторского коллектива