Лето 1922 года. Маруся Климова вместе со своим женихом Иваном направляется в Одессу в составе секретного отряда ГПУ под кодовым названием "Апостолы". Цель их тайной операции - внедриться в запутанную сеть преступных сообществ портового города и выйти на главаря всех бандформирований по кличке Бриллиант. Обезглавив одесский криминалитет, они вернут городу надежду на спокойную и мирную жизнь.
"Я понимала, что моей героине нужно строить полки из бандитов и воров, и чтобы почему-то взрослые серьезные мужчины вдруг верили этой маленькой, худенькой девочке. И тогда в моей голове возник образ волчонка. Не понятно, что она сделает в следующую секунду - она может достать маузер, может ножом ударить по руке, может поцеловать. Ее сила в эффекте неожиданности. Но когда вдруг она впервые в жизни начинает чувствовать себя женщиной, когда напротив нее не пистолет, а мужское обаяние и сила, она абсолютно не знает как себя вести, и становится абсолютным ребенком. Этот внутренний конфликт и становится главным для Маруси Климовой. На наших глазах этот волчонок превращается в волчицу... Дима Андреев один из лучших художников по костюмам в нашей стране. Мы впервые встретились у Хотиненко на "Бесах". Он продумывает все до пуговицы. В этой картине нет ни одной случайной перчатки, ни одной случайной сумочки. Нижнее белье продумано до мелочей - Дима с командой собирает винтажные вещи - все вплоть до чулочков и шнурочков... Стрижка каре - знаковая стрижка того времени, и она меняет героиню. Я так коротко не стригла волосы с 8-го класса школы."
Маруся Климова
Иван
"Я играю чекиста, который руководит операцией под кодовым названием "Мурка". Характер у моего героя сложный, он - человек без эмоций, но это только на первый взгляд. Он отправляет людей на испытания и страдания, рискует их жизнями. Тут не до сантиментов. Но в целом он - нормальный мужик. С характером."
Колыванов
Максим Оттович Берг
"В фильме "Мурка" у меня потрясающие партнеры - Нина Дворжецкая и Михаил Пореченков. Я никогда не разговаривал в кино на суржике - смеси украинского и русского языка, на котором говорят в Одессе, Николаеве и в Херсоне. Я родился и вырос в Херсоне и это, конечно было дико манко. Удивительное дело, как москвичке Нине Дворежцкой удавалось воспроизвести одесский говор, с ней было фантастически работать! Присутствие иронии и юмора в сценарии - вторая причина, по которой мне понравился этот проект. Мой герой махровый ворюга, отчаянный и способный на многое плохое человек. Особенной новизны для меня в этом амплуа нет, я играл огромное количество отрицательных персонажей, мне понравилось, что образ Грек был написан с изрядной долей юмора. Гражданская война, 20 -е годы - об этом отрезки истории многое не известно до сих пор. Это дает определенную степень свободы. С другой стороны, есть примеры классических фильмов о том времени - "Бумбараш", "Неуловимые мстители", "Служили два товарища". Юмор там одна из важных составляющих."
"Грек" / Петр Иванович Горобенко
Алена Бабенко
(в титрах: Алёна Бабенко)
Соня / Софья Гертнер
Валерий Деркач
постановщик трюков
/ совместно с Никитой Люшненко
Никита Люшненко
постановщик трюков
/ совместно с Валерием Деркачем
Игорь Лаптев
постановщик трюков
/ совместно со Светланой Мисаровой, кони
Светлана Мисарова
постановщик трюков
/ совместно с Игорем Лаптевым, кони
Юрий Сберегаев
каскадер
Алексей Пашин
каскадер
Константин Прытков
каскадер
Станислав Кисилевский
(в титрах: Станислав Киселевский)
каскадер
Евгения Юрьевская
каскадер
Дарья Дроботова
каскадер
Андрей Котляров
каскадер
Сергей Михайлов
каскадер
Дмитрий Мезенцев
каскадер
Денис Тарасов
каскадер
Прохор Зикора
каскадер
Владимир Елин
каскадер
Дмитрий Камбур
каскадер
Андрей Григорьев
каскадер
Константин Жиров
каскадер
Илья Ермолаев
каскадер
Алексей Потапов
каскадер
Андрей Золотухин
каскадер
Николай Гришин
каскадер
Евгений Макаров
каскадер
Сергей Ефимов
каскадер
Андрей Синягин
(в титрах: Андрей Сенягин)
каскадер
Виктор Рощин
каскадер
Николай Подлужнов
каскадер
Руслан Хазиев
каскадер
Василий Горбачев
каскадер
Сергей Соколов
каскадер
"Мы решили, что она [Мария Прокофьевна Климова - сотрудница ГубЧК] и есть та самая Маруся Климова, которая стала главной героиней песни. Второе обстоятельство, которое толкнуло нас на создание собственной версии этих событий, у песни "Мурка" есть варианты, согласно которым "банда" прибыла в Одессу "из Ростова", "с Петрограда" и "из Амура". А в одном из авторских текстов вообще написано "из-за МУРа". И этот вариант интересен больше других. Эти все истории вместе совместились, и нам показалось, что возникает очень красивая история, о том как чекисты отправили в Одессу подпольную банду, для того чтобы вскрыть бандформирования изнутри. Дальше мы добавили творческой фантазии. "Мурка" - это песня, которую знают все. Поэтому, думаю, познакомиться с историей о ней ближе будет интересно каждому... Мы раскопали удивительные банды. Если искать криминальные сюжеты, то богаче той жизни просто не придумать ничего. Там были банды китайцев, которые торговали кокаином и открывали наркопритоны, где можно было курить опий, были румынские контрабандисты, английские и французские шпионы. Была банда бывших циркачей, которые прыгали на пружинах, когда мы прочитали про это - то не поверили, лица они мазали фосфором и производили устрашающий эффект на горожан. Время было экстравагантное, НЭП, каждый реализовывался по-своему... У НЭПа была невероятно пестрая эстетика. В начале съемок я сформулировал так - это кино, где Дик Трейси встречается с неуловимыми мстителями. У нас действительно вся бандитская часть выглядит экстравагантно, как Дик Трейси (например, герой Ося Шифонер, появляющийся летом на улицах города в шубе), а реалистическая часть - красноармейцы, бедняки – они как "неуловимые мстители" с должной степенью жанровости... Все наши герои горячие и темпераментные, часто наставляют друг на друга оружие. Конечно, нам важно было, чтобы это выглядело эффектно и правдиво. Мы попытались соединить представление о гангстерах с реальностью. Мало кто знает, что знаменитый пистолет-автомат Томпсона - атрибут американских бандитов - стоил больше, чем автомобиль "Форд". Мы это учитывали, поэтому наши герои смотрятся действительно круто. 80% оружия, использованного в фильме, - настоящее. Как правило, снимая это время, в фильмах ограничиваются пистолетом Нагана, винтовкой Мосина и пулеметом системы Максим. Оружие - деталь, которая в этом жанре очень важна. В портовом городе Одессе того времени было огромное количество разного оружия. Все, что мы смогли найти в запасниках "Мосфильма", практически все мы использовали в фильме: редчайшие карабины Генри, уникальный обрез нашли для героини Дворжецкой. Один из поворотов сценария связан с найденной необычной гильзой, для этого мы нашли короткоствольный маузер другого калибра, и эта деталь позволила сделать историю внутренне богаче... Фильм с драматической точки зрения невероятно сложный, он очень многофигурный, и каждый персонаж - это отдельный мир. У нас получился набор ярких и разнообразных героев. Мы очень внимательно следили за тем, чтобы в оркестре, где много солирующих инструментов, по тембру у каждого был свой голос. Гармаш играет вора в законе по прозвищу Грек, который под давлением обстоятельств пошел на сотрудничество со следствием. Его привозит с собой из Москвы герой Пореченкова, чтобы поймать Бриллианта на живца. В такой роли Сергея Гармаша еще не видели. Михаила Пореченкова тоже утвердили без проб... Мурка, перед тем как оказалась в Одессе, несколько лет воевала, жила в окопах. И этот привкус пороха - его труднее всего изображать актрисе. Поэтому когда выбор уже сократился до нескольких кандидаток, решающим было - у кого это будет органично. Выбор пал на Машу Луговую, которая никогда ничего подобного не играла... Меня все называли "цветной дядя". Я все время подливал цветную краску и просил - добавьте цвета... В фильме много музыки. Композитор Юрий Потеенко создал аранжировки известной песни, невзирая на свое консерваторское образование, увлекся идеей фильма и блатной романтикой. Был момент, когда он сказал: "Я теперь не представляю свою жизнь без "Мурки"."
"На "Мурке" у нас были невероятно длинные пробы с гримом, с костюмами, с музыкой и разыгранными мизансценами. Героиня должна была уверенно смотреться с оружием. Нам нужна была и девочка, и девочка-боец в одном лице... Нам удалось сделать необычную историю, мы не копировали Одессу. По жанру это кинокомикс, нам потребовалась серьезная доработка декораций, у нас очень яркие цвета, необычная цветокоррекция. Нам нужно было переломить стереотипы, существующие в нашем кино. Мы добивались необходимого градуса гротеска."
"Мурка" для меня очень значимый проект. До нас никто так не снимал "бандитскую Одессу 20-х". Все привыкли видеть подобные сюжеты в традиционно-монохромной цветовой манере и более реалистичной стилистике. Мы работали в непривычном интересном визуальном жанре... Мы выстроили стилизованный аналог одесских улиц на натурной площадке "Мосфильма". Для каждого здания был подобран свой определенный цвет, который работал на контрасте с красками соседних домов и формировал уникальный облик нашего фильма. Так постепенно возникал образ кричащего и неоднородного города с множеством масок, за которыми скрыты смертельные ловушки. В Крыму была выстроена другая декорация - база Апостолов в степи. Объект получился очень большой и предельно натуралистичный и яркий. Сильные степные ветры один раз снесли часть декораций, и башню базы пришлось восстанавливать... У наших гримеров было огромное количество усов, бородок, и париков без которых не обходится ни одна историческая картина. Художник по гриму Наталья Горина работала над историческими прическами исключительно инструментами 20-х годов прошлого века! И это не причуда. Как оказалось, есть огромная разница в эффекте той же завивки при использовании современных инструментов и щипцов того времени."
"Мурка" - самая популярная песня ХХ века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное как песня о секретной операции ЧК. А сама Маруся Климова - реальный персонаж, всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Расшифровать "код Мурки" было непросто, в ходе расследования одна тайна сменяла другую. А главный вопрос - о судьбе героини песни Маруси Климовой - до сих пор остается открытым... В Одессе в 20-х годах прошлого века была проведена одна из наиболее засекреченных и уникальных операций ГубЧК. Опергруппа московской милиции, перевоплотившись в банду, отправилась к криминальной "жемчужине у моря", чтобы разоблачить шайку воров, а главное - найти их главаря. Мы нашли учетную карточку Марии Прокофьевны Климовой, тогда ей было 25 лет. Она была агентом МУРа и через какое-то время именно ей поручили возглавить "банду"... Одесса - крупнейший морской порт, через него шли грузы и товары из Европы. Процветала контрабанда, фальшивомонетчики всех мастей тоже "трудились" именно здесь. Несмотря на то, что еще в 1918 году город был окончательно завоеван красноармейцами, в Одессе все равно сохранялась очень напряженная обстановка. В пригородах действовало до 30 разрозненных банд, хорошо вооруженных со времен Первой мировой. Вся фактура абсолютна реальная. Есть в фильме ювелир Карджогло, история его ограбления - одна из самых громких в Одессе времен НЭПа. Многие фамилии персонажей взяты из реальных уголовных дел. Самая загадочная история - это ограбление банка "Лионский кредит", где пропало огромное количество денег и украшений, которые не были найдены. Это легендарное, не раскрытое преступление, окутанное тайнами и секретами. В нашей картине ограбление "Лионского кредита" было задумано как раз для того, чтобы выманить на него банду Бриллианта... Что касается прозвища лидера преступного мира Одессы - Бриллианта, это имя мы привнесли, но такая кличка была у одного первых воров в законе, страстного поклонника ювелирных украшений, еще он использовал бриллианты, чтобы вскрывать окна. "
"Этот исторический период чрезвычайно богат на события. В начале 20-х годов, чтобы навести порядок, в крупные города отправлялись вооруженные отряды чекистов. Пулеметные дуэли, газовые атаки, зверства банды "Коршуны" со зловещими татуировками и налетчиков из шайки "Бим-бом" с разукрашенными фосфором лицами - это лишь некоторые из элементов сюжета картины. Основные отрицательные герои вымышленные, но многих наших персонажей мы наделяли чертами реальных людей... Мне приятно, что в числе персонажей есть поэт Эдуард Багрицкий. Как раз в это время в милиции там работал 19-летний Евгений Катаев, которого мы знаем как автора "Золотого теленка" Евгения Петрова. И он тоже есть у нас в сценарии. Так что у нас в фильме есть не только криминальная, но и литературная Одесса."
перейти в галерею сериала
(большие превью)
- Сериал основан на песне "Мурка" (ст. - Яков Ядов, муз. - Оскар Строк, ок. 1921–1922гг.).
comments powered by HyperComments