На русский провинциальный город с необычным названием Орлеан надвигается буря. Пока что о ней не догадываются его жители: парикмахерша Лида спит с кем ни попадя; врач Рудик водит к себе девиц, пользуясь служебным положением; полицейский не гнушается убийством; а фокусник, кажется, и вправду перепиливает девушек на сцене. В этой тихой заводи появляется "некий гражданин", он называет себя экзекутором и в весьма эксцентричной манере обещает жителям города вечные муки еще при жизни. Экзекутор оказывается вездесущим, и при этом совершенно необходимым этим людям.
СТН-Фильм
(производство),
АпрельМИГпикчерс
(производство), Аксиома Медиа
(производство),
Фонд Кино
(поддержка),
Министерство культуры Российской Федерации
(поддержка)
релиз: 17 сентября 2015 г.
"Андрей захотел, чтобы меня увидели другой, за что я ему благодарна. Это смело с его стороны. Я думаю, мы оба ощутили некую свободу творчества в новых очертаниях. Это острохарактерная роль, она совсем не героическая и не страдальческая. Именно такую хулиганскую работу мы хотели с Андреем провернуть".
Лидия
"Это мой мир, мое пространство - парадоксальное, гротесковое, противоречивое, где мужчины, женщины, дети, старики - они все некие создания, некие существа. И вообще, я сторонник и в театре, и в кино историй, где существует слово "вдруг". Я сторонник, чтобы в каждой роли был сюжет. Если его нет, то его надо придумать, тогда сюжеты ролей сталкиваются друг с другом, высекая интересную фактуру сюжета целого произведения... Я репетировал спектакль в театре Вахтангова, и мы сидели с актерами в гримуборной. Вдруг слышу, что Сережа Маковецкий разговаривает с кем-то по телефону, и я понимаю, что он кому-то отказывает. Его уговаривают принять участие в фильме, а он отказывается, потому что он полностью отдал себя эпохальной работе с Сергеем Урсуляком над картиной "Тихий Дон". Потом я спрашиваю у Маковецкого, что это за предложение. Он рассказал, что режиссер Андрей Прошкин затевает фильм по сценарию Юрия Арабова. А вечером мне звонит один из продюсеров - Наталья Гостюшина - и говорит: "Виктор Иванович, вот мы вам хотим предложить роль". Не знали они, что я уже понимал, что позвали меня не играть, а спасать положение, потому что картина, как мне было известно, уже была на всех парах в съемочном процессе... Прочитав сценарий "Орлеана", я сказал, что должен здесь быть. Это событие, сенсация. Я играл много странных ролей, но такой роли у меня не было. Это странный, потусторонний человек, который появляется то в одном обличии, то в другом - какое-то "облако в штанах", как у Маяковского. Я очень это люблю, и когда мне вдруг режиссер сказал "Я готов с вами встретиться, но нужна кинопроба", я сказал, что готов. После репетиции, после тяжелого трудового дня, я приехал к ним на базу, Прошкин пригласил девочку-партнершу, и дал мне самую сложную сцену. Пробы шли четыре часа! Но я был безропотен и предан режиссеру Прошкину, потому что у меня стояла задача понравиться ему как кандидат на эту роль. Мне очень хотелось ее сыграть. Я не знал, как. Я не знал, какая у него методика работы с актером, и поэтому, как юное дитя глядит в глаза матери, я глядел в глаза Андрею Прошкину...
Есть сцена, где мой герой лежит в больнице и у меня там небольшой монолог. Передо мной стоят Лена Лядова, Виталий Хаев и Олег Ягодин. И я постоянно спотыкался на одной фразе - нервничал, переживал. Монолог шикарный, я там еще закатываю глаза, как Вера Холодная. Ребята поняли, что я забываю слова, нервничаю. И когда камеры переставили за спины моих союзников, и Прошкин приготовился снимать мой план, Лена вдруг приложила пальцы к губам и таинственно подмигнула мне. Вот "мотор, съемка", и она вдруг тихонько, незаметно расстегивает кофточку, а на груди у нее была фломастером написана фраза, о которую я спотыкался. Я не помню, чтобы так актеры помогали друг другу. Я был шокирован и ошеломлен. И когда я все это сказал, она снова застегнула кофточку, как ни в чем не бывало. Если бы, конечно, это увидел режиссер, был бы скандал, наверное, но она это сделала настолько деликатно, эстетично и настолько по-актерски по-доброму, что я, конечно, ей страшно благодарен. И хочу сделать заявление: "У нас в России есть великая актриса - Елена Лядова". Не только потому, что она пачкала свое тело фломастером".
Есть сцена, где мой герой лежит в больнице и у меня там небольшой монолог. Передо мной стоят Лена Лядова, Виталий Хаев и Олег Ягодин. И я постоянно спотыкался на одной фразе - нервничал, переживал. Монолог шикарный, я там еще закатываю глаза, как Вера Холодная. Ребята поняли, что я забываю слова, нервничаю. И когда камеры переставили за спины моих союзников, и Прошкин приготовился снимать мой план, Лена вдруг приложила пальцы к губам и таинственно подмигнула мне. Вот "мотор, съемка", и она вдруг тихонько, незаметно расстегивает кофточку, а на груди у нее была фломастером написана фраза, о которую я спотыкался. Я не помню, чтобы так актеры помогали друг другу. Я был шокирован и ошеломлен. И когда я все это сказал, она снова застегнула кофточку, как ни в чем не бывало. Если бы, конечно, это увидел режиссер, был бы скандал, наверное, но она это сделала настолько деликатно, эстетично и настолько по-актерски по-доброму, что я, конечно, ей страшно благодарен. И хочу сделать заявление: "У нас в России есть великая актриса - Елена Лядова". Не только потому, что она пачкала свое тело фломастером".
/ экзекутор
"В сценарии Юрия Арабова было очень здорово прописано, какой мой герой. Тем не менее, у меня с Андреем было немало разговоров по поводу Неволина, того, как он существует, как он принимает мир, про его двойственность, его "располовиненное" лицо - это по сути два человека в одном. Исчадие ада и абсолютный ангел, который верит в следующее пришествие Христа, и в этом его драма и трагедия".
Неволин
"Мне казалось, что это взрослый человек, уже поживший, потрепанный жизнью, я все думал, как мне это сделать, начал толстеть, живот все время выпячивал, думал, это поможет, но не помогло - все равно какая-то молодцеватость осталась. Работать, тем не менее, было несложно, я уже привык, что везде и всегда играю каких-то подонков. Конечно, я долго притирался к группе, для меня это был первый опыт такого большого кино. Я раньше снимался, но не так глобально. Но все получилось".
Рудольф
"Боря-Амаретто"
Игорь
"Мне кажется, эта история может тебя заинтересовать". При этом автора сценария на присланном файле не было, то есть фамилия Арабова не стояла, и я не знал, что есть такая книга - как-то прошло мимо меня. Так что сценарий я читал без знания об авторитетном авторе, одна фамилия которого могла бы уже произвести впечатление. И еще не дочитав сценарий до конца, я "увидел" фильм и понял, что очень хочу его запустить. То же самое было у меня и со сценарием Дениса Осокина "Овсянки". Прочитав "Орлеан", я дождался утра, позвонил Лене Романовой, спросил, чей текст, сказал, что готов купить права и запускать. Она сказала, что это написал Юрий Арабов, а права уже у Андрея Прошкина. Лена познакомила меня с Андреем, и у нас начался процесс совместной работы над сценарием, что фактически было процессом осознания, а нужны ли мы друг другу.
Наташа Кучеренко на монтаже подложила несколько треков с альбома 2008 года FreakSnow. Это всем понравилось, но к тому моменту мы все работали в ожидании того, что надо создавать большую киномузыку. А потом я увидел объявление, что 3 декабря в клуб "16 тонн" приезжает группа The Tiger Lillies. Я говорю Прошкину, поедем познакомимся, покажем куски фильма. Мы все это сделали, группа посмотрела тизер фильма и согласилась написать саундтрек. Это, конечно привнесло тот дополнительный эффект, который на старте ни я, ни Андрей не могли ожидать от картины. И сейчас этот музыкальный ряд, очень необычный голос лидера группы Мартина Жака, и тексты, дали какой-то поразительный результат, поэтому фильм получился сильнее, чем мы его делали... После того как мы договорились, что они пишут оригинальную музыку к картине, они прислали 13 демо, где были напеты тексты. Мы перевели их, и оказалось, что в половине песен тексты очень жесткие и в издевательской манере высмеивают и героев фильма, и авторов картины. Мы попросили Мартина сделать тексты помягче. Он все переписал, Андрей Прошкин слетал в Берлин в студию, где все свели и идеально расписали треки по картине. Прошкин счастливо возвращается из Берлина, а через два дня от Мартина приходит письмо, что они отзывают все права на альбом и не разрешают использовать его для фильма".
Наташа Кучеренко на монтаже подложила несколько треков с альбома 2008 года FreakSnow. Это всем понравилось, но к тому моменту мы все работали в ожидании того, что надо создавать большую киномузыку. А потом я увидел объявление, что 3 декабря в клуб "16 тонн" приезжает группа The Tiger Lillies. Я говорю Прошкину, поедем познакомимся, покажем куски фильма. Мы все это сделали, группа посмотрела тизер фильма и согласилась написать саундтрек. Это, конечно привнесло тот дополнительный эффект, который на старте ни я, ни Андрей не могли ожидать от картины. И сейчас этот музыкальный ряд, очень необычный голос лидера группы Мартина Жака, и тексты, дали какой-то поразительный результат, поэтому фильм получился сильнее, чем мы его делали... После того как мы договорились, что они пишут оригинальную музыку к картине, они прислали 13 демо, где были напеты тексты. Мы перевели их, и оказалось, что в половине песен тексты очень жесткие и в издевательской манере высмеивают и героев фильма, и авторов картины. Мы попросили Мартина сделать тексты помягче. Он все переписал, Андрей Прошкин слетал в Берлин в студию, где все свели и идеально расписали треки по картине. Прошкин счастливо возвращается из Берлина, а через два дня от Мартина приходит письмо, что они отзывают все права на альбом и не разрешают использовать его для фильма".
"Как-то Арабов мне сказал, что у него есть история и предложил почитать, может, меня заинтересует. Я был в восторге: мы только что завершили "Орду", она ему понравилась, и, конечно, согласился почитать новую историю. Прихожу домой, открываю письмо, а там "Орлеан". Через несколько дней я заставил себя прочитать сценарий, чтобы как-то аргументировать свой отказ, но вместо отказа я наоборот совершенно влюбился в эту историю.
Я думаю, что главное, куда меня Арабов сдвинул, это гротеск. Моя картина "Миннесота" была на грани психологического реализма и чего-то такого более специфического. В "Орде" очень силен этот гротеск, а "Орлеан" - следующий шаг. Когда я читал "Орлеан" как сценарий, у меня в голове очень быстро сложилось ощущение, что это может быть интересно... Гротеск - язык довольно рискованный. К тому же, мы все - и автор сценария, и я, и продюсеры, и актеры - старались сделать довольно сложную картину так, чтобы ее было интересно и весело смотреть основной части зрителей. Мы постарались сделать стильную и необычную картину. Насколько нам это удалось - не знаю, это решит зритель.
Монтаж был непростой. У нас были проблемы, пока мы искали нужную форму. Это заняло какое-то время. В том числе была проблема, которую мы себе придумали сами. Моя жена, Наташа Кучеренко, собирала картину и использовала, как это обычно делается, некую подборную музыку, которая потом уже заменяется на специально написанную для фильма. И вот Наташа использовала музыку английской группы The Tiger Lillies. И потом мы столкнулись с тем, что совершенно не в состоянии эту музыку заменить – настолько она срослась с фильмом. Я очень долго переживал, что получается странная история: русская картина музыкально построена на англоязычных песнях, а потом мы на все это плюнули. И я очень благодарен продюсерам за то, что они договорились с The Tiger Lillies записать саундтрек. Частично мы использовали то, что у нас было. Частично они написали новую музыку специально для фильма. И мне кажется, что, невзирая на алогичность - английские песни в русском фильме, - в итоге все получилось художественно органично".
Я думаю, что главное, куда меня Арабов сдвинул, это гротеск. Моя картина "Миннесота" была на грани психологического реализма и чего-то такого более специфического. В "Орде" очень силен этот гротеск, а "Орлеан" - следующий шаг. Когда я читал "Орлеан" как сценарий, у меня в голове очень быстро сложилось ощущение, что это может быть интересно... Гротеск - язык довольно рискованный. К тому же, мы все - и автор сценария, и я, и продюсеры, и актеры - старались сделать довольно сложную картину так, чтобы ее было интересно и весело смотреть основной части зрителей. Мы постарались сделать стильную и необычную картину. Насколько нам это удалось - не знаю, это решит зритель.
Монтаж был непростой. У нас были проблемы, пока мы искали нужную форму. Это заняло какое-то время. В том числе была проблема, которую мы себе придумали сами. Моя жена, Наташа Кучеренко, собирала картину и использовала, как это обычно делается, некую подборную музыку, которая потом уже заменяется на специально написанную для фильма. И вот Наташа использовала музыку английской группы The Tiger Lillies. И потом мы столкнулись с тем, что совершенно не в состоянии эту музыку заменить – настолько она срослась с фильмом. Я очень долго переживал, что получается странная история: русская картина музыкально построена на англоязычных песнях, а потом мы на все это плюнули. И я очень благодарен продюсерам за то, что они договорились с The Tiger Lillies записать саундтрек. Частично мы использовали то, что у нас было. Частично они написали новую музыку специально для фильма. И мне кажется, что, невзирая на алогичность - английские песни в русском фильме, - в итоге все получилось художественно органично".
"Вход в цирк и часть фасада мы построили на горе над городом. Важен был хороший вид. За это заплатили ветром 11 метров в секунду на монтаже декорации. За настоящие цирковые трейлеры с нас запросили какие-то немыслимые деньги. В итоге мы задекорировали караван съемочной группы. А трейлер одного из героев нашли во дворе хладокомбината, нас привлекла форма гроба. Потом уговаривали хозяина этого трейлера месяц и декорировали его два дня.
Это здание [бывшая молочная кухня] было совершенно заброшенным, стояло лет 10-15 бесхозным, но внешне оно походило на такой советский дом быта и подходило нам и по форме, и по цвету, и по окружению [для парикмахерской]. Оставалось только внутри сделать его насыщенным по цвету и таким при этом тревожным, как наша героиня. Создать ей некий мир внутри этой парикмахерской. Но я считаю, что хорошо получилось, потому что она живет у нас внутри идеально.
Нам нужно было сделать такое странное пространство [офис экзекутора]. Мы решили, что нам нужно это пространство искривить, сделать его вообще чудным. Нужно было место обитания слегка не из этого мира, чтобы у нас там засела странная секретарша, чудовищный кот, который ходит за окном, - то ли из Лукоморья, то ли непонятно откуда.
Очень хотелось сделать этот кабинет [следователя] в полиции каким-то странным, полицию же мы видим каждый день, это такое заштампованное достаточно место, но хотелось сделать это немножко по-другому, и у нас, как мне кажется, получилось".
Это здание [бывшая молочная кухня] было совершенно заброшенным, стояло лет 10-15 бесхозным, но внешне оно походило на такой советский дом быта и подходило нам и по форме, и по цвету, и по окружению [для парикмахерской]. Оставалось только внутри сделать его насыщенным по цвету и таким при этом тревожным, как наша героиня. Создать ей некий мир внутри этой парикмахерской. Но я считаю, что хорошо получилось, потому что она живет у нас внутри идеально.
Нам нужно было сделать такое странное пространство [офис экзекутора]. Мы решили, что нам нужно это пространство искривить, сделать его вообще чудным. Нужно было место обитания слегка не из этого мира, чтобы у нас там засела странная секретарша, чудовищный кот, который ходит за окном, - то ли из Лукоморья, то ли непонятно откуда.
Очень хотелось сделать этот кабинет [следователя] в полиции каким-то странным, полицию же мы видим каждый день, это такое заштампованное достаточно место, но хотелось сделать это немножко по-другому, и у нас, как мне кажется, получилось".
перейти в галерею фильма
(большие превью)
- "Милому Хансу, дорогому Петру" в знак признания заслуг вручили 5 "Белых Слонов" / 26 марта 2016 г.
- XXIX Премия "Ника": "Орлеан" в "Стране ОЗ" / 14 марта 2016 г.
comments powered by HyperComments