Монолог
Режиссер
Илья Авербах
Самозабвенно преданный науке Никодим Сретенский на склоне лет оставляет пост директора института и возвращается к лабораторным исследованиям. Жизнь крупного ученого академика Сретенского, очень хорошего и интеллигентного человека, - устоявшаяся и размеренная. Но сделанное открытие не приносит ему удовлетворения. Речь пойдет о его личной, казалось бы, несложившейся жизни. Жена от него ушла. Основа же сюжета - взаимоотношения Сретенского, его дочери, оказавшейся пустой и бездарной мещанкой, которую он безропотно и с любовью принял, осознавая все ее недостатки, и внучки. Он самозабвенно любит внучку, "подкинутую" дочерью ему на воспитание... Но вот возвращается "блудная" дочь с очередным мужем, внучка Нина переживает первую личную драму - первую несчастную любовь, а молодой коллега убеждает вернуться к давно забытым научным исследованиям... Любовь и нетерпимость друг к другу порождают вечные конфликты, переходящие в отчуждение...
Ленфильм
(производство)
"Сретенский Никодим Васильевич, академик - фигура главная.
"Учёный, как и художник, должен быть несколько...тронутым, что ли." "Нет боли, которая бы не прошла! Всё проходит. Если бы не проходило, то и жить нельзя."
Несмотря на столь центральное положение, герой, строго говоря, не имеет своего места, закрепленного в жанровой системе картины. Вначале,объявив с юбилейной трибуны, что его место в науке не среди первооткрывателей, а между "подчищал", он так уж расходится с истиной. Затем наступает слом, ученый оставляет привычную стезю и вместе с тем, очевидно, вступает на путь поисков и метафорического эксперимента. Став "маньяком от науки", персонаж смещается и в жанровом отношении, условно говоря, он переходит из кино достоверности в кино притчу.
Основной тип действия персонажа - раздумье, изложенное в словах, сентенциях, афоризмах, эссе или читаемое во взгляде на крупных молчаливых планах. Основа рисунка образа - сознательное нарушение жанрового и стилевого равновесия, переход из одного качества в другое, смена судьбы.
Когда наступает время вечернего покоя и внучка приходит к нему, чтобы поделиться событиями дня, Никодим Васильевич может просто сказать: "Жизнь изумительна. Надо только самим не портить её".
Марк Зак "Кино как искусство, или настоящее кино"
"Учёный, как и художник, должен быть несколько...тронутым, что ли." "Нет боли, которая бы не прошла! Всё проходит. Если бы не проходило, то и жить нельзя."
Несмотря на столь центральное положение, герой, строго говоря, не имеет своего места, закрепленного в жанровой системе картины. Вначале,объявив с юбилейной трибуны, что его место в науке не среди первооткрывателей, а между "подчищал", он так уж расходится с истиной. Затем наступает слом, ученый оставляет привычную стезю и вместе с тем, очевидно, вступает на путь поисков и метафорического эксперимента. Став "маньяком от науки", персонаж смещается и в жанровом отношении, условно говоря, он переходит из кино достоверности в кино притчу.
Основной тип действия персонажа - раздумье, изложенное в словах, сентенциях, афоризмах, эссе или читаемое во взгляде на крупных молчаливых планах. Основа рисунка образа - сознательное нарушение жанрового и стилевого равновесия, переход из одного качества в другое, смена судьбы.
Когда наступает время вечернего покоя и внучка приходит к нему, чтобы поделиться событиями дня, Никодим Васильевич может просто сказать: "Жизнь изумительна. Надо только самим не портить её".
Марк Зак "Кино как искусство, или настоящее кино"
Никодим Васильевич Сретенский / академик
Нина / внучка академика Сретенского
Олег / доктор, предал любящую его Нину.
Котиков / одержимый молодой ученый
очередной муж Таси
"Нельзя так задумываться. От этого бывают морщины."
Тася, никак не может устроить личную жизнь. Она то появляется в отчем доме, то пропадает на долгое время. Безразличие к ребенку, безразличие к отцу, не изменяющееся и потому подчеркнуто демонстративное, делает героиню Тереховой в глазах зрителей абсолютно отрицательной, лишенной права даже на малейшее сочувствие.
Тася, никак не может устроить личную жизнь. Она то появляется в отчем доме, то пропадает на долгое время. Безразличие к ребенку, безразличие к отцу, не изменяющееся и потому подчеркнуто демонстративное, делает героиню Тереховой в глазах зрителей абсолютно отрицательной, лишенной права даже на малейшее сочувствие.
Тася / дочь профессора
перейти в галерею фильма
(большие превью)
- 1974г. - Премия польского журнала "Экран" лучшему иностранному фильму.
- 1976г. - Почетный диплом на МКФ в Джорджтауне.
comments powered by HyperComments