на главную  Сайт №1 о российском кино  

 раздел Рецензии, стр.620 


КАДРЫ к фильму
Джуд Лоу в фильме "Черное море"
Константин Хабенский и Джуд Лоу в фильме "Черное море"
Джуд Лоу в фильме "Черное море"
ВИДЕОРОЛИКИновые
Трейлер фильма "Кухня. Последняя битва"
Трейлер фильма "Огни большой деревни"
Трейлер фильма "Гуляй, Вася"

Золото выбрало своего Дракона

(рецензия на фильм "Черное море")

Картина "Черное море" Кевина МакДональда, на мой взгляд, - второй удачный пример интеграции отечественного и европейского кинематографа, или, если точнее, то российской и европейской актерских школ. Первым был "Самый опасный человек" Антона Корбейна. Я намеренно называю только эти два фильма, во-первых, потому что они сняты на современные темы, во-вторых потому что образы наших соотечественников в них едва ли не впервые не карикатурны, а мастерство актеров их воплощающих как минимум того же порядка и силы, что и у их заграничных коллег, и в-третьих, потому что режиссеры этих лент не пытаются навязать нашим актерам несвойственную им манеру игры, равно как и не пытаются противопоставить две школы, а просто гармонично объединяют в целое законченное, очень прочное повествование. Эти картины - не соревнование, не попытка принизить значение знаменитой Системы Станиславского, а хорошее, настоящее, взаимодополняющее, равное партнерство.

"Черное море" в этом смысле особенно показательно, потому что с нашей стороны ("Это наша сторона" ©) не один, а пять мощных актеров, которые при минимуме диалогов и отведенного им экранного времени умудряются показывать завершенные, объемные характеры. Из тех ответов, что звучали на пресс-конференции, можно сделать вывод, что это общая заслуга и артистов, которые были готовы отстаивать своих персонажей до последнего, и режиссера Кевина МакДональда, который оказался открытым и восприимчивым к чужим идеям. Здесь надо отдельно отметить, что 4 из 5 отечественных актеров, занятых в ЧМ, имеют собственный режиссерский опыт: Сергей Пускепалис, Сергей Колесников и Сергей Векслер - в театре, к тому же, у Сергея Векслера есть в багаже постановки на телевидении ("Савва Морозов", "Топтуны"), плюс совсем скоро состоится кинорежиссерский дебют Сергея Пускепалиса - на экраны выйдет "Клинч", а короткометражки Григория Добрыгина ("Измена", "Верпаскунген") не покидают отечественные фестивали без призов. Всегда большое везение для картины, и, соответственно, для зрителя, в случае, если, конечно, сценарий позволяет "дособирать", доукомплектовывать образы героев, когда проработкой и детализацией этих самых образов занимаются люди, способные видеть не только свою роль, но и картину в целом. Как результат: в кадре - ни водки, ни балалайки, ни медведя. Зато в кадре - уникальные специалисты (то, что может российская часть экипажа вряд ли смог бы кто-то еще. Лучший пример - это гидроакустик Бабай (Сергей Векслер) и механик Зайцев (Сергей Пускепалис), навыки которых бесценны в этом безнадежном предприятии), кайфующие от своей работы, способные договариваться и идти на компромисс ради общего дела, ничего никому не забывающие, но все же, что и станет роковым, - нековарные и не ожидающие предательства.

Я не хочу упоминать о том, кто более всего виновен в трагедиях, случившихся на борту субмарины, из-за кого гибнут люди, и раз за разом срывается миссия. Все, кто посмотрят фильм, смогут сами оценить ситуацию. Однако надо отдать должное сценаристам, которые не побоялись именно такой расстановки сил и акцентов.

"Черное море" - история по-настоящему замкнутая, что выгодно отличает ее от других фильмов-катастроф. Нет, вы ни на секунду не забудете: вокруг героев ничего, коме черноты воды, и это при отсутствии каких-либо грандиозных натурных съемок и спецэффектов. Масштаб природы не скрадывается и все время незримо присутствует ощущение хрупкости и уязвимости человеческой жизни на фоне стихии. Но при этом, ни стихия как таковая, ни любые другие внешние обстоятельства не влияют на сюжет: лодку не преследует черноморский флот, не атакует какое-то морское чудовище, не случается тектонического сдвига, меняющего рельеф дна, героев на борту не поражает невиданная болезнь. Единственные непреодолимые силы, царящие здесь, на глубине, - это человеческая алчность, зависть, трусость, недоверие, предательство. Все, что происходит, - полностью вина самих людей от начала и до конца. Море не препятствует их миссии, не вторгается в их планы - не имеет смысла в принципе мешать людям самоуничтожаться, с этим они идеально справляются сами.

Но это не значит, что ощущение судьбы и предрешенности не пронизывает всю картину. Наоборот, кажется, что время сконцентрировалось, а ограниченность пространства способствует тому, что любая морально-этическая ошибка мгновенно оплачивается человеческой жизнью, а иногда не одной: неизбежность наказания за преступление в реальном времени. Притчевость, явная необходимость разговора на более важные и общечеловеческие темы - еще одно достоинство "Черного моря", которое выводит фильм в нейтральные воды между кинематографом сугубо развлекательно-отвлекательным и авторским.

И, кстати, бросает якорь в этих нейтральных водах - участь и изменения, происходящие в главном герое - Робинсоне (Джуд Лоу). Из стороны типичного социального конфликта (маленький человек, система, увольнение, бедность, жена ушла к более обеспеченному и т.д.) он превращается в мифического Дракона - хранителя несметных сокровищ. При прочих равных условиях его характер должен был бы меняться в сторону товарищества-дружбы, отказа от погони за золотом в пользу человеческой жизни и еще много всяких метаморфоз произошло бы с этим героем в обычном приключенческом триллере. Но не тут-то было. Золото и море его выбрали, призвали и он откликнулся. За все время повествования в Робинсоне меняется только причина одержимости: сначала сокровище ему необходимо ради установления справедливости (или он хочет в это верить), а к финалу золото - ради самого золота. А как же тогда его окончательный выбор? Разве это не самопожертвование? И да, и нет. Те, кто сталкивался с неотвратимостью предназначения, знают, что в нем отсутствует пафос как таковой, это, своего рода, процесс смирения, наконец-то дающий успокоение мятущейся душе. Робинсон оказался в той точке, в которой и должен был быть - капитан подводной лодки (любимое дело) и единоличный владелец примерно тонны золота (заветная мечта). С той же силой, с которой его отталкивала реальная жизнь, его приняла стихия. Не зря Рейнолдс (Майкл Смайли) рассказывает историю о неуклюжести и грациозности пингвинов в зависимости от того, в воде они находятся, или на суше. И это, правда, большая боль и несправедливость, что современность отдана на откуп офисному планктону и клеркам. Именно они задают параметры для шкалы успешности, а деления на этой шкале - суммы денег. Мы имеем дело с огромной армией, по-настоящему воинственной армией людей, которые ненавидят свою работу, но возвели в культ материальные ценности, которые за нее получают. Объявив в своем мире изгоями тех, кто не может жить без призвания и преданности своему делу, лишают их любимой профессии росчерком пера и тоже заставляют переходить на ненавистную работу. С огромным и злым азартом они ограждают пингвинов от воды, оставляя на суше, а потом над ними же и потешаются. Немудрено, что герой Джуда Лоу спокойно принимает необходимость остаться в единственном месте, где он по сути по-настоящему свободен и нужен. В своей финальной сцене актер великолепен.

По правде сказать, ею я бы и завершила фильм, но "Черное море" - это копродукция не только Великобритании и России, но еще и США. Голливуд всегда узнаваем по приторному финалу. Совершенно не собираюсь оспаривать спасение самых молодых и самых бесхитростных членов экипажа. Это и вполне в стиле этой картины, и абсолютно справедливо, к тому же выдержана изначально заданная симметрия фильма. Но, мне кажется было бы честнее, если бы море и Дракон не отдали своего, ведь выжившие и так получили самый свой бесценный подарок.

В целом, нельзя не заметить, что российское кино значительно органичнее, с сохранением самобытности, сочетается с европейским кинематографом, в то время как в американском просто растворяется, либо приобретает неестественные, комичные формы. В том числе и поэтому хотелось бы видеть больше подобных совместных проектов как ЧМ. Ко-продукция такого уровня без сомнения способна потеснить с лидерских позиций в кинотеатральном прокате американское массовое кино. Не нужно ничего отбирать у зрителя, придумывать квоты, ограничивать прокат, напротив, зрителю нужно давать - качественную историю, сильные актерские работы, профессиональную режиссуру, интересные операторские решения. Давайте все вместе делать выбор в пользу умного кинематографа.

Сходите в кино!



Ляля Берг
01-02-2015
К уволенному капитану подводной лодки обращается таинственный наниматель с предложением возглавить экспедицию по поиску затонувшей у берегов Черного моря субмарины, предположительно загруженной золотом. Желая подзаработать на этом деле и отомстить бывшему работодателю, капитан собирает команду из русских и английских моряков и отправляется в плавание, но вскоре понимает, в какое рискованное предприятие ввязался.
Постер фильма "Черное море"
©2003-2016 Ruskino.ru
 раздел Рецензии, стр.620 
гостевая


             






Архив
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100