на главную  Сайт №1 о российском кино  

 раздел Рецензии, стр.618 


КАДРЫ к фильму
Александр Домогаров-мл. на съемках фильма "Елки 1914"
Евгения Брик на съемках фильма "Елки 1914"
Иван Ургант на съемках фильма "Елки 1914"
ВИДЕОРОЛИКИновые
Второй трейлер фильма "Диггеры"
Тизер фильма "Елки 5"
Трейлер фильма "Спарта"

Никто не придет назад

(рецензия на фильм "Елки 1914")

В последние годы наступление Нового года для меня омрачала необходимость смотреть очередные "Елки". Все без исключения фильмы этой франшизы крайне раздражали меня надуманностью и недостоверностью большинства сюжетных линий.

От четвертых по счету "Елок", действие которых разворачивается в канун Рождества 1914 года, я тоже ничего хорошего не ждала, но, как выяснилось, чудеса в нашей жизни иногда все же случаются. Новая отечественная картина оказалась на удивление качественной и душевной. Шедевром я ее не назову, но смотрится лента очень приятно. Вот что бывает, когда кинематографисты в своей работе начинают следовать давно известным правилам!

Оценивая "Елки 1914", нужно понимать, что они созданы в очень специфичном жанре рождественской сказки. Некогда он был невероятно популярен; век-полтора назад даже самые серьезные и талантливые авторы с удовольствием спасали героев от страшных бед в канун самого светлого и доброго христианского праздника.

Законы рождественской сказки известны всем, кто смотрел или читал хотя бы одну: это истории о том, как положительные герои в канун чудесного праздника преодолевают по-настоящему сложные и серьезные трудности. Понятно, что без удивительных совпадений и невероятно счастливых происшествий тут не обходится, но в данном жанре без чудес действительно нельзя.

Никогда не думала, что напишу нечто подобное, однако создатели "Елок 1914" в своей работе последовали канонам жанра не просто послушно, но очень творчески и вполне успешно. Началось все, как это обычно и бывает, со сценария.

Отличия новых "Елок" от первой трилогии особенно хорошо заметны в истории о несчастных детях. Девочка Глаша и ее маленький братик Гриша озабочены не возможностью поговорить с президентом России и не устройством семейного счастья двух собачек, а бедой гораздо менее оригинальной – необходимостью срочно раздобыть деньги. Иначе мама двоих детей вскоре умрет от тяжелой болезни, а сами они – от голода. Помощи ждать неоткуда: отец без вести пропал на фронте, а остальным в воюющей стране нет дела до обездоленной семьи… Все очень просто, абсолютно достоверно и понятно всем без исключения зрителям.

Остальные новеллы повествуют о проблемах не столь острых, но тоже очень важных и по-настоящему серьезных. Ничего оригинального тут нет, все давным-давно известно: в любой стране мира во все времена нужно помогать друзьям, защищать слабых, противостоять самодурам и головотяпам, бороться с собственными предрассудками и страхом. Диапазон трудностей, с которыми могут столкнуться самые обычные люди, невероятно широк, но сценаристам популярной франшизы только в "Елках 1914" удалось занять персонажей по-настоящему сложными и значимыми делами.

Особенно удачной, на мой взгляд, получилась центральная новелла – спасение всеми неравнодушными россиянами рождественских елок от произвола безмозглых чиновников, которые решили, что воюющей стране не нужны праздники, позаимствованные у врагов. Не знаю, правда ли это; если да – Россией в канун революции правили еще большие идиоты, чем мне казалось прежде; если нет – задумка все равно прекрасная, отражающая пусть не точные реалии эпохи, но ее цвет и настроение.

Возможно, кому-то проблемы героев новой отечественной ленты покажутся мелкими и незначительными по сравнению с беспредельным ужасом всемирной мясорубки, в которой тогда участвовала Россия. Но, по-моему, создатели "Елок 1914" все сделали правильно, ведь самая страшная беда, которую война приносит людям, – это расчеловечивание, забвение основных жизненных принципов и ценностей. Кто-то сочтет, что, когда ежедневно гибнут тысячи солдат, офицеров и мирных жителей, совершенно неважно, выступят ли фигуристы на крайне важном для них турнире или нет, падет ли от пуль охотников дрессированный медведь, привыкший видеть в людях друзей, или уцелеет. Но это очень опасная логика: если рассуждать так, то вполне оправданной может показаться и гибель взвода, полка или дивизии (не говоря уже об отдельных людях) ради великой цели. Нет уж! Если спасать – так всех; если заботиться – то о каждом, не деля жертв несправедливости на главных и второстепенных. В данном отношении создатели нового отечественного фильма абсолютно правы.

Есть у сюжета "Елок 1914" и еще один интересный нюанс. Эта история очень просто, наглядно и без малейшего морализаторства напоминает: ни одному человеку не под силу победить Зло в целом, но каждый способен на своем месте совершить хоть одно посильное доброе дело, пусть совсем маленькое, – помочь слабому, победить собственные предрассудки и страх, противостоять очевидной глупости и подлости. И если все мы постараемся хоть немного изменить мир к лучшему – рано или поздно он действительно станет более удобным для жизни, счастливым и радостным местом. Конечно, не факт, что наши усилия оправдают себя немедленно, но если вообще не пытаться ничего исправить, то тем более все останется как есть. В повседневной суете будней легко об этом забыть, и очень хорошо, что хотя бы некоторые отечественные кинокартины напоминают нам об одном из важнейших жизненных законов.

Даже самый лучший сюжет можно уничтожить неудачной режиссурой и плохой актерской игрой, но, к счастью, в "Елках 1914" получилось с точностью до наоборот. Все без исключения постановщики отнеслись даже к самым невообразимым проблемам своих героев с должным уважением, поэтому происходящие на экране события получились по-настоящему значимыми, веселыми и грустными одновременно.

Еще одно несомненное достоинство ленты – темп повествования. Действие нигде не кажется не затянутым, ни скомканным.

Также "Елки 1914" очень радуют умением большинства режиссеров видеть драматизм каждой конкретной ситуации, что в современном отечественном кинематографе встречается, увы, крайне редко. К счастью, в новом российском фильме все иначе. Если дети уже почти собрали необходимую на лекарство для мамы сумму – маленький Гриша отдаст все до копейки девушке, у которой украли деньги на билет до Санкт-Петербурга, куда она намеревалась отвезти собранные в родном городе письма в поддержку елок. Если летчик все же решился доставить в столицу подписи фронтовиков, вставших на защиту любимого торжества, то на пути к своему фанерному аэроплану он непременно столкнется со всеми возможными и невозможными препятствиями, а взлетать будет в самую нелетную погоду – ночью и в метель. Для реалистичной драмы подобное нагнетание напряженности совершенно не подходит, но в сказке это именно то, что нужно.

Актерские работы тоже очень хороши. Даже многие персонажи, которые появляются в кадре всего на пару минут, выглядят не безликими статистами, а реальными людьми со своими характерами, судьбами и отношением к происходящему. В современном российском кинематографе редко уделяют внимание героям даже не второго, а третьего плана, поэтому в "Елках 1914" оно особенно радует.

Исполнители более значительных ролей тем паче поработали с огоньком. Самые опытные и талантливые еще и немного похулиганили – ни на миг не выходя из образа, цвета времени и жанра. Что ж, актерское хулиганство – дело хорошее, ведь на то и Рождество, чтобы петь и веселиться! Остальные артисты просто отнеслись к своим персонажам с симпатией и уважением и держались перед камерой свободно и естественно, а не придуривались. Результат вполне закономерен: на всех без исключения исполнителей, снимавшихся в новом отечественном фильме, смотреть интересно и приятно.

Но даже на этом фоне особенно хотелось бы выделить Яна Цапника. Сыгранный актером в дилогии "Горько!" совершенно невообразимый отчим невесты уже стал культовой фигурой в отечественном кинематографе, однако подобный успех порой способен сослужить исполнителю дурную службу. Узнав, что Цапника пригласили в четвертую часть популярной франшизы играть барина, я была не очень приятно удивлена, не сомневаясь, что и в новой работе актер будет использовать те же художественные приемы, которые оказались очень успешными в прославившей его комедии.

Однако все получилось иначе. В "Елках 1914" Цапник создал совершенно иной образ, не имеющий ничего общего с героем дилогии "Горько!". В новой российской картине актер тоже сыграл очень тонко и точно; его герой полностью соответствует цвету времени, в котором живет, и абсолютно достоверен в каждом своем слове, жесте и интонации. Прекрасная работа!

Пожалуй, главная претензия, которая может возникнуть к "Елкам 1914", – их историческая недостоверность. Даже я, мало что знающая о дореволюционной России начала ХХ века, задумалась, хватило бы учебному аэроплану горючего, чтобы долететь от Питера до Ковно и обратно, и о том, возможно ли было во время Первой мировой войны проводить международные спортивные турниры в нашей стране, отделенной от большинства европейских государств линией фронта.

Впрочем, по-моему, выискивать исторические неточности в новой отечественной ленте совершенно бессмысленно, причем сразу по двум причинам. Во-первых, ее создатели в первых же кадрах заявили: "За последние сто лет Россия изменилась гораздо меньше, чем принято считать", – тем самым четко определив свою творческую позицию – не воссоздавать на экране уникальные особенности родной страны начала ХХ века, а показать то, что объединяет две очень непохожие эпохи в истории нашего государства. Во-вторых, все без исключения рождественские истории – это сказки, а в данном жанре реалистичность не имеет особого значения; гораздо важнее логичность повествования и достоверность характеров. И то, и другое в "Елках 1914" есть, так что все в порядке.

В общем, все хорошо на этом празднике жизни, прекрасная маркиза, за исключеньем пустяка. При просмотре замечательной российской рождественской сказки я почти постоянно думала, доживут ли до Рождества 1918 года персонажи, которые действуют на экране в данный момент. Скольким наивным новобранцам и суровым офицерам суждено лечь в могилы Первой мировой и Гражданской войн? Скольких импозантных старушек, элегантных дам и прекрасных девушек пощадят голод и холод, тиф и испанка, белые, красные и зеленые?

Сколько детей-ангелочков доживут до Рождества 1922 года и где его встретят? Если праздновать будут вместе с семьей в трущобах Стамбула, Парижа, Праги или Нью-Йорка, все не так уж плохо: шансы дожить до старости при таком раскладе наиболее велики. Если запрещенный праздник станут отмечать вместе с мамой в самой тесной комнатке своего бывшего дома, превращенного в коммуналку, – дела тоже обстоят не худшим образом, хотя 1937 и 1941 годы нависают Дамокловым мечом над будущим уцелевших членов семьи. Нищий, жестокий советский детдом – вариант еще менее радостный, тем более что церковные торжества там не празднуют, однако далеко не самый страшный.

Но так повезет наверняка не всем. Кто-то из детей и не заметит наступления Рождества, ютясь в холодном подвале среди грязных, вшивых, оборванных беспризорников, почти утративших человеческий облик от голода, холода и лишений. Воровской притон и подпольный бордель давали своим обитателям чуть больше еды, но и отнимали тоже немало… А в военное, но во всех остальных отношениях стабильное Рождество 1914 года никто, никто не мог даже в страшном сне вообразить, какая судьба ждет его и близких всего через несколько лет.

Создатели "Елок 1914" о будущем своих героев явно думали, поскольку включили в фильм чудесную песню "Девушка пела в церковном хоре" на стихи Александра Блока. На экране ее так и не успели допеть, а ведь заканчивается она так:

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли.
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок.
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Никто не избежал своей судьбы – ни слабые и робкие, ни сильные и могучие, ни даже гениальный Федор Шаляпин. Каждого из героев новой отечественной рождественской сказки ждала страшная судьба и потеря всего самого дорогого. Поэтому к радости за персонажей, успешно решивших свои проблемы, у всех зрителей, которые хоть немного знают отечественную историю, наверняка добавится и горечь.

Впрочем, сочетание радости и грусти для произведений данного жанра вполне естественно, никакого нарушения канонов здесь нет. Поэтому я очень советую посмотреть "Елки 1914" всем поклонникам сыгравших в этом фильме актеров, а также любителям добрых душевных историй, вызывающих и улыбку, и невольные слезы. Поклонникам достоверных исторических картин и суровым людям, не верящим в чудеса, новая российская лента категорически не рекомендуется, но она и не для них создавалась. А для меня это лучшая рождественско-новогодняя сказка, снятая в нашей стране после распада СССР.



Светлана Степнова
12-01-2015

комментарии к фильму (3)

Француз
7.02.2015, 20:22
Собираю петиции по возвращению голоса Баширову!
Верните голос Баширова!
Следующие Елки надо делать на Луне.
Со_стороны
22.01.2015, 04:58
Честно говоря, приятно обнаружить себя снова в оппозиции к госпоже Степновой. Мне кажется, если мы сильно совпадем во мнениях на какой-то фильм, я буду о...тчаянно горевать [пытаюсь быть корректной]. Я с удивлением обнаружила этот фильм в одном из киевских кинотеатров - такое событие я пропустить никак не могла. Но, собственно, возможность посмотреть его на большом экране и стала главным чудом дня. Фильм чудом далеко не оказался, к сожалению. Во-первых так впечатлившая Степнову новелла "Шаляпин" просто чудовищна, как и та часть новеллы "Царские елки", в которой появляется герой многоуважаемого Константина Хабенского. Я до сих пор не верю, что авторы так налажали. ...еще»
нет постера
Быков, Котт и Карпиловский - этого достаточно,чтобы получилось прекрасное кино!!!))

Вы можете высказать своё мнение о фильме "Елки 1914" на странице обсуждения фильма.

Канун Рождества. Декабрьские пробки, праздничные гулянья, роскошные балы и скромные праздники, титулованные дворяне и обычные крестьяне, царская семья и солдаты Первой мировой войны, прогрессивные поэты и первые фигуристы – все было по-другому, за исключением... праздника. Люди готовились, жили, верили, мечтали и ждали настоящего чуда Рождества!
Постер фильма "Елки 1914"
Тизер фильма "Ёлки 1914"
©2003-2015 Ruskino.ru
 раздел Рецензии, стр.618 
гостевая


             






Архив
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100