на главную  Сайт №1 о российском кино  

 раздел Рецензии, стр.611 


КАДРЫ к фильму
Полина Агуреева, Жерар Депардье и Сергей Ольденбург-Свинцов на съемках фильма "Sex, кофе, сигареты"
Жерар Депардье на съемках фильма "Sex, кофе, сигареты"
Жерар Депардье на съемках фильма "Sex, кофе, сигареты"
ВИДЕОРОЛИКИновые
Тизер фильма "Елки 5"
Трейлер фильма "Спарта"
Второй трейлер фильма "Дуэлянт"

Гадание на кофейной гуще

(рецензия на фильм "Sex, кофе, сигареты")

В дебютном фильме Сергея Ольденбурга-Свинцова "Голубка" мне понравилось абсолютно все: сценарий, режиссура, работы актеров и постановочных цехов. Поэтому новую картину замечательного постановщика я ждала с огромным нетерпением, тем более что список исполнителей, согласившихся в ней сниматься, по-настоящему впечатлял.

Увы, "Sex, кофе, сигареты" оказались для меня одним из главных разочарований последних лет. Начну с того, что сюжет ленты абсолютно не соответствует названию: в ней нет не только секса, но и откровенных разговоров о нем; персонажи почти не курят в кадре; ни кофе, ни десертов к нему зрители практически не видят, зато слышат немало разговоров о грязных туалетах.

Это было бы еще полбеды; гораздо хуже то, что новый отечественный фильм, увы, оказался даже не вторичным, а десятеричным как по замыслу, так и по исполнению. Похоже, в российском кино самой модной фишкой нынешнего года стала стилизация под работы выдающихся режиссеров прошлого – этой тенденции в своем творчестве отдали дань как Никита Михалков со Станиславом Говорухиным, так и создатели римейка "Кавказской пленницы". Вообще говоря, в использовании чужих успешных наработок ничего плохого нет, но при одном непременном условии – оригинальности собственного замысла. Увы, именно с этим у большинства отечественных постановщиков имеются серьезные проблемы.

Не стала исключением и новая картина Ольденбурга-Свинцова. "Sex, кофе, сигареты" наверняка напомнят любителям кино самые разные ленты – и "Кофе и сигареты" Джима Джармуша, и кровавые боевики, созданные Квентином Тарантино и Люком Бессоном, и грустные психологические драмы Микеланджело Антониони, и многое другое. Увы, в отсутствие яркого, оригинального замысла все отсылки к творчеству знаменитых коллег выглядят просто маньеризмом – самым бессмысленным и бесперспективным художественным стилем. Если объединить в одной работе лихость Тарантино, мрачную философичность Антониони и сентиментальность мелодрамы, не добавив ничего личного, то получится не шедевр, сочетающий в себе достоинства всех вышеперечисленных режиссеров и жанров, а малоэстетичный и нежизнеспособный гибрид ежа и ужа. Это одна из главнейших аксиом искусства, и совершенно непонятно, почему современные российские кинематографисты нередко работают так, словно никогда о ней не слышали.

Справедливости ради отмечу, что основная идея, которую воплощал на экране Ольденбург-Свинцов, видна в его фильме, что называется, невооруженным глазом – кофейня здесь предстает символом нашего мира, где все (даже с виду благополучные люди) несчастны и одиноки и занимаются исключительно ерундой.

Понятно, что картина, задуманная таким образом, непременно окажется сатирической комедией. Вот только у данного жанра есть свои законы, главный из которых – сатира получается тем более точной и едкой, чем лучше кинематографисты видят в своих героях себя. А вот если высмеиваются недостатки не слишком-то знакомых и малоприятных своим создателям людей, то хорошей комедии не получится, поскольку зрители не узнают себя в персонажах, которые непонятны и чужды тем, кто их придумал.

Данное утверждение выглядит парадоксально: кажется более естественным смеяться над незнакомыми кретинами, чем над теми, в ком замечаешь собственные недостатки. Но на практике получается с точностью до наоборот. Чтобы это понять, достаточно посмотреть любую комедию Гайдая и Рязанова и увидеть, как тщательно лучшие, талантливейшие и незауряднейшие актеры советского кино пропускают через себя все отрицательные черты характера своих героев, как виртуозно играют себя (а не врагов и обидчиков) в предлагаемых обстоятельствах. На самом-то деле все закономерно: решив исправить мир, нужно начинать с собственных недостатков, а там, глядишь, и другие люди подтянутся. Советы непогрешимых гуру интересны очень немногим, а вот личный пример почти всегда заразителен.

К сожалению, режиссер новой отечественной ленты относится к своим героям примерно так же, как один из ее персонажей – энтомолог – к насекомым, которых изучает. Подобная снисходительность никогда еще не приводила ни к чему хорошему; "Sex, кофе, сигареты" не стали исключением из данного правила, оказавшись абсолютно вторичными и неубедительными.

Впрочем, недостатки нового российского фильма, по-моему, начались не с режиссуры, а еще со сценария. Большинство его персонажей – толстяк, взявший кредит в банке, чтобы купить услуги дорогой проститутки, дамочка, которая искала мужчину-донора для рождения ребенка, а встретила любовь, суперхладнокровная и успешная киллерша – кажутся позаимствованными во временное пользование из не лучших образцов "мыльных опер" и весьма странно смотрятся в артхаусном проекте. А уж в сочетании с отношением постановщика к героям результат получился вообще невообразимый.

В иных обстоятельствах изменить данное положение вещей могли актеры, которые постарались бы понять и полюбить своих персонажей, но новая отечественная картина состоит из дюжины крохотных новелл, и в такой ситуации исполнителям просто не хватило времени создать яркие, узнаваемые образы.

Впрочем, нет правил без исключений, и двое артистов даже за считанные минуты успели сыграть интересно и убедительно.

Жерар Депардье отнюдь не случайно стал звездой мирового масштаба – великий актер даже самые банальные фразы произносит так, что они кажутся откровением. Евдокия Германова тоже сыграла замечательно – рядом с ее героиней-энтомологом я не побоялась бы оказаться даже в момент страшного стихийного бедствия; не сомневаюсь, когда все успокоилось бы, эта энергичная и эксцентричная дама сумела бы навести порядок в мире и его окрестностях.

Увы, две прекрасные актерские работы практически не повлияли на общее впечатление от ленты – слишком уж она банальна и вторична. Честно говоря, просто не помню, когда еще, выходя из кино, я так сильно сожалела о потерянном времени. Так что "Sex, кофе, сигареты" я рекомендую лишь наиболее убежденным любителям артхауса и самым преданным поклонникам сыгравших в этом фильме исполнителей. Остальные зрители наверняка найдут в кинотеатрах что-то более интересное для себя.

Светлана Степнова
04-12-2014

комментарии к фильму (1)

jashma08
7.01.2014, 17:00
С нетерпением жду выхода этого фильма ! Такое созвездие актёров: Полина Агуреева, Борис Каморзин, Михаил Евланов, Алиса Гребенщикова - они всегда живые, оригинальные, В их ролях, как у айсберга, 9/10 всегда под водой, и ,именно их-то и хочется разгадать !!!

Вы можете высказать своё мнение о фильме "Sex, кофе, сигареты" на странице обсуждения фильма.

Кого только не встретишь в московских ресторанах! Вам кажется - люди приходят сюда, чтобы насладиться вкусной едой или ароматным кофе с сигаретой? Отнюдь... Они приходят в рестораны, потому что здесь кипит бурная жизнь! Здесь покупают и продают кофейные плантации, здесь орудуют ловкие карманники и хладнокровные убийцы, здесь пишут диссертации о многообразии сексуальных отношений в мире насекомых... Здесь в укромных местах возникают мимолетные связи, здесь находят свою единственную любовь или расстаются навсегда.
Постер фильма "Sex, кофе, сигареты"
Трейлер фильма "Секс, Кофе, Сигареты"
©2003-2015 Ruskino.ru
 раздел Рецензии, стр.611 
гостевая


             






Архив
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100