на главную  Сайт №1 о российском кино  

 раздел Рецензии, стр.241 


КАДРЫ к фильму
Алексей Гуськов в фильме "Тот, кто гасит свет"
Екатерина Вилкова в фильме "Тот, кто гасит свет"
Алексей Горбунов в фильме "Тот, кто гасит свет"
ВИДЕОРОЛИКИновые
Трейлер фильма "Выпускной"
Тизер фильма "8 новых свиданий"
Второй трейлер фильма "День дурака"

"Крепкий" русский триллер

(рецензия на фильм "Тот, кто гасит свет")

Как-то неожиданно в России и примыкающих странах появилась генерация новых синефилов. Это – довольно образованные горожане, преимущественно 25-ти – 35-ти летнего возраста, формирование вкусов которых шло одновременно с экспансией массового коммерческого кино. Они ещё не научились не любить фильм "Титаник", сериал "Две судьбы" и передачу "Телепузики", но уже знают толк в Тарантино и Содерберге.

Тем не менее, "новые синефилы", как это ни странно, испытывают почти животное отвращение к "арт-хаусу", иносказанию, притче, а тем более к "социалке" и "духовке", особенно русской, особенно от Никиты Михалкова. Их девиз: "Не учите меня жить, лучше помогите материально". Эти ребята желают видеть стандартное жанровое кино или нестандартное жанровое с осторожно переосмысленной эстетикой жанра. Лучше всего американское, быть может, европейское, на худой конец, отечественное.

"Их есть у меня", – говорит режиссер Андрей Либенсон, и предлагает вниманию публики свой дебютный фильм, триллер про маньяка, - "Тот, кто гасит свет". Помимо приверженности к "качественному жанру" Либенсон интересен тем, что является самым выдающимся блоггером среди кинорежиссеров, и самым известным кинорежиссером среди блоггеров. Дневник Либенсона можно рассматривать как исповедь человека, превратившегося за несколько лет из мало кому известного автора роликов в режиссера, чей дебютный фильм с лету попал в конкурсную программу Кинотавтра, а также на международный фестиваль в Монреале (смотрите здесь или здесь). Помимо роликов и ЖЖ, Либенсон делал сценарии для таких знаменитых картин как "Стритрейсеры" (в соавторстве с Ануш Варданян), "Улицы разбитых фонарей" и "Агент национальной безопасности".

На обоих фестивалях триллер "Тот, кто гасит свет" не снискал ни лавров, ни призов, поскольку разошелся со вкусами кинокритиков. Более того, в Сочи кинокритики поставили ему самую низкую среднюю оценку – 2,4 балла из 10 возможных. Как бы там ни было, участие в этих мероприятиях - уже успех. Большая роль в его создании принадлежит сценаристу Олегу Осипову и великолепному актерскому составу. Хотелось отметить брутальных Алексея Горбунова, Андрея Смолякова и особенно Алексея Гуськова с его звериными взглядами, которые он бросает исподлобья.

К выходу фильма были приурочены забавные "мульки". Здесь можно проверить свою маниакальность, а здесь похохотать над двусмысленным названием киноленты.

Как в Советском Союзе, так и в современной России триллеры не получили массового распространения. Кто знает, быть может, из-за того, что наша жизнь на триллер и так похожа, а маньяки в телевизоре стадами ходят. Среди немногих российских аналогов можно вспомнить, например, киноленты Николая Лебедева "Змеиный источник" и "Поклонник".

Зато в США триллеров было снято несколько тысяч. Многие из них посвящены маньякам. Быть может поэтому, Либенсон не стал гнаться за оригинальностью и незатейливо стилизовал свою работу под бесчисленные, преимущественно заокеанские, образцы. "Тот, кто гасит свет" как детский конструктор собран из таких картин как "Гражданин Икс", "М", "Багровые реки", "Бессонница", "Молчание ягнят", "Обещание", "Семь", "Генри: портрет маньяка-убийцы". Здесь есть все, что доктор прописал в этих случаях: и стремительный монтаж в начале действия, и кровожадный маньяк, и разрезанные девочки, и суперодиночка из большого города, и суровый хозяин из маленького городка, и стылый ужас провинциальной глухомани, и томная, но самоотверженная дева, которая сумела достаться всем трем милиционерам, и малахольный "ботаник". Согласно новейшей киномоде в картине присутствует милиционерша-начальница-деловая колбаса (Екатерина Редникова). Режиссер умело нажимает на педали таким образом, что подозрение падает на всех героев фильма. Угадать, кто злодей, невозможно. Ткните пальцем наугад – не ошибетесь.

В связи с этим хотелось бы посетовать на сюжетные нестыковки, они же достоинства. Во-первых, финал ленты присобачен к его середине абы как. Словно режиссер снимал, снимал, а потом поковырялся в носу и изрек: "вот ты и будешь маньяк". Мотивация поступков взята совершенно с потолка. С таким же успехом маньяком можно назначить самого автора. Во-вторых, "ленинградская линия фильма" в начале вдруг отваливается, и все: отзовитесь горнисты. Тех, кто был в начале мы больше не увидим, не услышим. Поехали снимать в Пушкин, он же Светлогорск. Словно Екатерина Редникова забеременела и надо было придумывать другой сюжет. В-третьих, несмотря на то, что главного героя фильма, Петра Моисеева (Алексей Гуськов) дубасят со страшной силой, выглядит он всегда как огурчик. Впрочем, законы жанра, ничего не попишешь.

Однако, если меня спросят, понравился ли мне фильм, то я отвечу: понравился. Но не очень. "Не очень"- из-за упомянутых причин, а понравился вот почему: назло режиссеру его фильм заинтриговал меня с неожиданной для него стороны. Его "качественный триллер" каким-то кривым образом совпал с одной загадочной тенденцией. Наши режиссеры словно сговорились и в предчувствии зимы снимают или захолустное "пакибытие" или кондовый Арканар, который в спокойном безмолвии пожирает всякий свет и разум. "Груз 200", "Юрьев день", "Однажды в провинции", а теперь еще "Трудно быть Богом" и "Обитаемый Остров". Все это создает странное напряжение, некий неосознанный посыл.

Забавно, что, запечатлевая русскую провинцию якобы без прикрас, они аккуратно стирают ластиком приметы времени и пространства. От этого Юрьев-Пердяевск источает колдовской, метаисторический ужас. Либенсон тоже постарался и онездешил петербуржские предместья. В результате тут птицы не поют, тут время не бежит. Все провинциалы - полубандиты-полумилиционеры, гуляют в одном исподнем и в овечьих тулупах, ходят с автоматами наперевес, провинциальные художники живут в избушках, разговаривают с топором в руке, а начальники рыбачат у озерных лунок как дремучие деды. Это видение русской глухомани – достаточно мифологично, поэтому художественно.

Да, apropos, про маньяков, многие склонны их демонизировать. Не надо. Здесь все просто, но долго объяснять, да и места нет. Скажу, просто маньяки убивают девчонок и мальчишек, точно по таким же соображением, по каким медведи убивают медведиц и медвежат.

Только тише, тише...

Евгений Васильев

комментарии к фильму (13)

нет постера
12.09.2011, 18:32
Среднее такое кино-на три с плюсом.Мент-маньяк в конце фильма как Арлекино скачет с разбитым глазом,натуральный оборотень в погонах.Как в классическом детективе вместо того,чтобы грохнуть главного героя,решает излить ему душу.Аня натуральная городская подстилка,все её дерут,а она только по улицам носится как ошпареная.У мочалки из прокуратуры в начале фильма показывают шрам(когда ГГ хотел ей в бубен настучать за умные базары)но не объясняют зачем.В целом пару раз позырить данную ленту можно.
Aleftina
11.09.2010, 23:05
фильм неприятный. От руки убийцы погибают маленькие девочки. Я не понимаю как такой фильм может нравиться. Чем лучше играют актеры тем фильм вызывает большие негативные впечатления. Неужели нельзя найти другую тему для кинофильма.
Sonata1980
14.05.2010, 05:24
тьфу перепутала, пардонс Гуськов классно сыграл!!!
Sonata1980
14.05.2010, 05:21
Мне фильм понравился!!! Гармашик опять отличился!!! Смотрела не отрываясь, про фильм не могу сказать что он сильно открытый. С одной стороны простое расследование убийств, с другой стороны сильная работа Режиссера.
Гость_Лилия
20.03.2009, 22:40
Хорошая игра актеров особенно Смолякова . Я раньше его не видела. Гуськов всегда хорошо играет. Этот фильм удался. А вообще наши снимать не умеют.

Ознакомиться со всеми отзывами зрителей, а также высказать свое мнение о фильме "Тот, кто гасит свет" вы можете на странице обсуждения фильма.

Второй месяц в Петербурге орудует серийный убийца. Каждую среду его жертвой становится девочка в возрасте от 9 до 12 лет. Невероятная жестокость маньяка погружает город в состояние беспредельного ужаса. Родители боятся отпускать детей на улицу без сопровождения. Пресса нагнетает атмосферу страха и истерии, критикует спецслужбы, не способные, по ее мнению, поймать преступника. Ведущий это дело капитан Петр Моисеев издерган постоянными поисками, его нервы на пределе, он полностью погрузился в расследование. Цепь необъяснимых убийств приводит Петра в провинциальный Светлогорск. Чтобы докопаться до истины и найти маньяка, капитан Моисеев должен разгадать тайны этого маленького городка. Пока ведется расследование, убийца дает понять Петру, что он – рядом, и в ближайшую среду собирается принести в жертву еще одну девочку. Капитану Моисееву предстоит не только поймать маньяка, но и преодолеть свой собственный страх...
Постер фильма "Тот, кто гасит свет"
Режиссёр: Андрей Либенсон
Актёры: Алексей Гуськов, Андрей Смоляков, Алексей Горбунов, Артур Смольянинов, Екатерина Вилкова, Екатерина Редникова, Андрей Зибров, Юрий Ицков, Иван Кокорин, Анастасия Иващева, Сергей Гармаш, Василий Щипицын, Анатолий Кондюбов
Год: 2008
Производство: кинокомпания "Нон-Стоп Продакшн", кинокомпания "Черепаха" по заказу телеканала "Россия"
ВИДЕО к фильму
Трейлер фильма "Тот, кто гасит свет"
Трейлер фильма "Тот, кто гасит свет" (1:04) увеличить ролик

©2003-2014 Ruskino.ru
 раздел Рецензии, стр.241 
гостевая


             






Архив
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100