на главную  Сайт №1 о российском кино  

 раздел Интервью, глава Павел Санаев 


ФОТОГРАФИИ к интервью
ВИДЕОРОЛИКИновые
Трейлер фильма "Кухня. Последняя битва"
Трейлер фильма "Огни большой деревни"
Трейлер фильма "Гуляй, Вася"

Павел Санаев

сценарист, режиссер

Наше сегодняшнее интервью отличается от обычных материалов сайта. Обычно мы расспрашиваем героев о творческих планах и свершениях, а сейчас главной темой разговора станет собственно сам проект Рускино. Юбилей случается не каждый день и даже не каждый год, и по такому случаю наша новая журналистка Зинаида Зингер побеседовала с главным редактором ruskino.ru Павлом Санаевым...

Павел, здравствуйте. Для начала расскажите, как вообще создавался проект Рускино, и какое вы имеете к нему отношение. Ведь вы все время оставались в тени, и для многих посетителей сайта ваше отношение к этому проекту – открытие. Какая связь между вами и этим проектом?

В 2002 году я написал сценарий фильма "Последний уик-энд" и запустился с ним на 2004 год. Бюджет был мизерный, и никто, включая продюсеров картины, не верил, что фильм выйдет в прокат. В то время российские фильмы редко выходили на широкий экран. "Сибирский цирюльник", "Брат 2" - других примеров не могу даже вспомнить. "Бумер" выходил уже в 2003 и стал прокатной сенсацией – надо же, российский фильм собрал два миллиона долларов! Так что в 2002 году мечтать о том, чтобы выпустить в широкий прокат малобюджетный дебютный фильм, было очень самонадеянно. Все меня заранее готовили к тому, что это дебют "для галочки". Мол, снимешь полный метр, заявишь о себе на каком-нибудь фестивале, а потом, когда-нибудь… А мне все равно хотелось снять фильм для широкого проката, и я верил, что это возможно. Интернет в те времена был малоосвоенной территорией, но в нем угадывался огромный потенциал. И я подумал, что если заранее буду рекламировать свой фильм в интернете, то к моменту завершения работы у прокатчиков может возникнуть к нему интерес. Но как рекламировать? Где? И тогда я придумал двухходовку – сначала создать раскрученный сайт, а потом на этом сайте рекламировать свой фильм. Так родилась идея Рускино.

Неужели в то время не было других киносайтов?

Были несколько успешных сайтов о мировом кино. Заметных сайтов о российском кино не было ни одного по очень простой причине – русского кино почти не существовало. Напоминаю – 2002 год. Нет еще ни Бумера, ни Боя с тенью, ни Статского Советника… Большинство российских фильмов демонстрируются раз в год на фестивалях, и широкой публике неизвестны. То есть возникла идея создать сайт о том, чего нет – на перспективу. Весной 2003 года меня познакомили с веб-дизайнером Рифатом Ахметовым, который тогда жил в Оренбурге, и мы стали вместе создавать сайт, общаясь через и-мейл. Трудно даже подсчитать количество писем, которыми мы обменялись. Обсуждали все – структуру разделов, цвет фона, шрифты… К концу 2003 года сайт был готов. Я сам делал первые интервью с актерами – Андреем Соколовым, Катей Редниковой, Донатасом Банионисом (кстати, это интервью помогло познакомиться с ним и уговорить сниматься в короткометражке "Каунасский Блюз"). Знакомый фотограф Эдуард Минаев делал первые фотографии. Многие из них получились настолько удачными, что артисты использовали их потом для личных портфолио. Сайт нужно было рекламировать, и я просил о партнерской помощи владельцев сайтов о мировом кино. Забавнее всего было мое обращение к владельцам всем известного сегодня мегапортала kino-govno.com. Узнав, что есть такой сайт, я буквально потерял дар речи – ведь это название придумал я, когда переводил фильм "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар". В фильме был сайт www.moviepoopshoot.com (уже не работает, но есть архив) и я, ничтоже сумняшеся, перевел это, как "кино-говно", чтобы сохранить рифму. И вдруг вижу, что, в самом деле, есть такой сайт! Ну, думаю – если это совпадение, то удивительное, а если это кто-то назвал так свой сайт, посмотрев "Джея и Боба", то есть повод попросить о сотрудничестве. Так мы познакомились с Михаилом Судаковым и Юрием Лущинским – создателями kino-govno. Они действительно были фанатами "Джея и Молчаливого Боба" и охотно откликнулись на просьбу о помощи. Наши первые баннеры были очень странными – зеленый большеглазый инопланетянин и подпись "Мы не конкуренты, мы иные братья по разуму". Так было сделано, чтобы другие киносайты не отказывались ставить нашу рекламу к себе. Помогали нам на первых порах почти все – kinomania, filmz.ru, kino.ru, exler.ru, oper.ru… Посещаемость стала потихоньку расти – сто человек в сутки, двести, триста… За тысячу мы перевалили после того, как в январе 2004 выпустили новогодний материал с участниками суперпопулярного в то время мюзикла Нотр-Дам де Пари. Когда пришло время снимать "Последний уик-энд" посещаемость была около полутора тысяч человек в сутки, и мы запустили специальный проект "Экспедиция за фильмом" - рассказ о съемках в реальном времени. Было страшно! Это ведь дебютный фильм. А вдруг не получится, вдруг не хватит денег, вдруг картину закроют… Одно дело, когда ты облажался, и никто не узнал, а другое дело, облажаться, раструбив о своем проекте на весь интернет… Были еще суеверные страхи "сглазить". Но глаза боятся, а руки делают. "Экспедиция" получилась очень интересным проектом и привлекла на сайт новую аудиторию. Больше того, в какой-то момент благодаря этому проекту сайт буквально взорвался.

Каким образом?

"Экспедиция за фильмом" - это рассказ о съемках с большим количеством фотографий. Несколько раз в неделю мы выкладывали новый фотоальбом. И в каждом из этих альбомов были фотографии Вани Стебунова, который исполнял главную роль. К началу нашей работы он был еще никому неизвестным актером, но уже снялся в сериале "Курсанты". Сериал вышел, Ваня покорил публику, и все бросились набирать в поисковике "Иван Стебунов". Все, что можно было узнать о Ване, находилось на нашем сайте (например, эта статья с двумя фотоальбомами) - других ссылок просто не было. Посыпались комментарии, восхищенные отзывы… Иван проснулся звездой, а у нас в течение недели утроилась посещаемость.

На судьбу "Последнего уик-энда" сайт тоже повлиял благотворно – картина ведь вышла в прокат.

В большей степени на это повлиял фестиваль "Балтийские дебюты". Там фильм посмотрел директор КАРО-прокат Алексей Рязанцев, и вопрос был решен - 122 копии. Сегодня это считалось бы ограниченным прокатом, а тогда это был отличный релиз. "Экспедиция за фильмом" позволила сократить расходы на рекламу и стала хорошим "вау-фактором". Об этом проекте спрашивали в каждом интервью, рассказывали при каждом упоминании о фильме, и договорились до того, что "будущие зрители сами писали в интернете сценарий". Это, конечно, был "испорченный телефон", но все это шло сайту на пользу – о нем узнавали, и к 2006 году посещаемость выросла до десяти тысяч в сутки. И самое главное – сайт начал жить своей жизнью. Стали появляться люди, которые сами вызывались работать на сайте – писать рецензии, брать интервью, собирать и редактировать информацию. Из таких людей сложилась небольшая, но преданная делу команда, которая трудится до сих пор.

В каком состоянии проект находится сейчас? Есть ли какие-то планы по развитию? Спрашиваю об этом пристрастно, как часть той самой "небольшой, но преданной делу команды".

Зина, я очень рад, что ты в нашей команде! Последние года полтора сайт, прямо скажем, находился в стагнации. Причина этого в том, что в стагнации был и российский кинематограф. Несколько лет назад поменялась система финансирования, и это вызвало временный застой – старая система работать перестала, а новой системе нужно было время, чтобы принести плоды. Об этом, кстати, два-три года назад говорил известный продюсер Сергей Сельянов. Его спрашивали "где кино", он отвечал – подождите пару лет, появится. И вот смотрите, в 2013-14 словно плотину прорвало – "Метро", "Легенда 17", "Сталинград", "Вий"… Сплошь кассовые суперхиты и хорошие фильмы. Это стало сигналом к тому, что пришло время подбросить дрова в топку нашего сайта. В ближайшее время ожидается вал новых материалов - эксклюзивные интервью с режиссерами успешных картин, информация о самых интересных проектах, которые готовятся к запуску, интервью с популярными актерами. Планируется также усилить раздел "Советское кино" архивными фотографиями. У меня дома лежит целый чемодан фотографий с рабочими моментами съемок "Айболит 66", "Внимание, Черепаха", "Чучело". В этих фотографиях такая энергетика заключена! Хочется, чтобы их увидело как можно больше людей. Представляете, как будет здорово, добавлять в этот раздел фотографии из семейных архивов корифеев нашего советского кино – Гайдая, Рязанова... Надеюсь, они согласятся. Кроме того, сейчас начинается работа по реорганизации сайта. Он создавался в начале двухтысячных, и с тех пор принципиально не менялся. Ну и, конечно, читателей ждут много, много, много новых материалов. Вот небольшой анонс: специально для Рускино интервью с создателем фильма "Вий" Олегом Степченко, интервью с Константином Крюковым, интервью со Светланой Ходченковой, интервью с режиссером "Метро" Антоном Мегердичевым, интервью с Николаем Лебедевым. В ближайшие месяцы сайт ожидает серьезный толчок в развитии, и не сомневаюсь, что Рускино закрепит за собой место главного интернет ресурса российского кинематографа.

На прощание не могу не спросить о собственных кинематографических планах.

Снимать я сейчас ничего не могу, потому что работаю над второй частью книги "Хроники Раздолбая". Но без кино тоже больше не могу, поэтому вот уже три недели как работаю с компанией КАРО над фильмом "Послезавтра умирает вчера" в качестве сценариста и креативного продюсера. Это будет молодежный экшен-триллер, герои которого с помощью таинственного артефакта узнают, что с 1991 года весь мир живет в иллюзии. Всем известный ГКЧП был всего лишь стартом грандиозной мистификации. Вы думаете, что по улицам Москвы ездят Мерседесы и Бмв? Как бы ни так! По раздолбанным улицам ездят все те же старые Волги и Жигули, которые только КАЖУТСЯ людям современными автомобилями. Нет никаких суши баров - в прежних общепитовских кафе подают мороженую треску. Нет мультибрендовых бутиков – магазины завалены старыми гимнастерками и робами с советских складов, и только специальная компьютерная программа внушает людям, что это модная одежда.

Прямо какая-то "Матрица"!

Ну да, российская малобюджетная "Матрица" от создателей "На игре". Осмысленная и беспощадная!


беседовал(а) Зинаида Зингер

Павел Санаев
 всего фотографий к интервью 2
 всего комментариев к интервью 0
 Павел Санаев на Ruskino
©2003-2016 Ruskino.ru
 раздел Интервью, глава Павел Санаев 
гостевая


             






Архив
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100