на главную  Сайт №1 о российском кино  

 раздел Статьи о кино, § 6, стр.1 


КАДРЫ по теме
Иван Добронравов и Владимир Гарин в фильме "Возвращение"
Константин Лавроненко на съемках фильма "Возвращение"
Константин Лавроненко в фильме "Возвращение"
ВИДЕОРОЛИКИновые
Трейлер фильма "Кухня. Последняя битва"
Трейлер фильма "Огни большой деревни"
Трейлер фильма "Гуляй, Вася"

Возвращение


   cтраница 1
О фильме Андрея Звягинцева много писали и говорили. Кстати, отзывы были разными: от дифирамбов до недоумения и обвинений в непрофессионализме. Куча призов, неожиданное и почти всеобщее признание, конечно, событие радостное и, можно сказать, исключительное. Не секрет, что современники (да и потомки) не часто готовы оценить истинное произведение искусства по достоинству. А тут оценили. Причем, практически сразу. Однако само по себе такое признание, как показывает практика, еще не означает истинного понимания и проникновения в глубинную проблематику картины.

Михаил Кричман, Иван Добронравов, Владимир Гарин и Андрей Звягинцев
Михаил Кричман, Иван Добронравов, Владимир Гарин и Андрей Звягинцев
на съемках фильма (из фотоальбома Владимира Мишукова "Возвращение")

Не секрет, что настоящее произведение искусства всегда "многослойно" и предполагает несколько уровней "погружения", а, следовательно, и различные трактовки одного и того же материала. Как в принципе может быть прочитана ситуация "Возвращения"? Во-первых, в социально-психологическом ключе — как некая семейная драма, столь актуальная для нашего времени. Двенадцать лет мальчишки росли без отца, мать скрывала от них правду, и вот он вдруг вернулся. Приехал, возможно, "из мест не столь отдаленных", где отбывал срок. Не исключено также, что сидел за что-то серьезное: топориком-то жутковато на собственного сына замахивается. Впрочем, человеком оказался хорошим и отцом любящим. Просто попытался дать (или "додать") детям, так сказать, мужское воспитание, а ребята, заласканные матерью и бабушкой, были к этому не готовы. Кроме того, подростковые комплексы, накопившаяся обида не то на сверстников, не то на отсутствующего так долго родителя. В общем, взаимопонимания не получилось. В итоге, неадекватное по форме раздражение отца (подумаешь, рыбку три лишних часика половили!) и истерика младшего сына. А дальше — обычная житейская жуть. Один угрожает суицидом, другой пытается спасти. Страсти накалены. Неверный шаг, и гнилая доска, ломаясь, завершает семейную разборку. Финал, почти запрограммированный логикой событий, но одновременно совершенно неожиданный и для инфантильных убийц, и, вероятно, для подавляющего числа зрителей.

Константин Лавроненко на съемках фильма 'Возвращение'
Константин Лавроненко на съемках фильма
(из фотоальбома Владимира Мишукова "Возвращение")

Думается, что эта присутствующая на поверхности "достоевщина" и вызвала, прежде всего, восхищение опытных судей. Запад всегда любил Федора Михайловича и верил Фрейду. Впрочем, очень возможно, что я ошибаюсь, и там, в Венеции, произошло чудо. И многим открылся во всей полноте следующий, уже, так сказать, экзистенциальный пласт фильма, который уловила-таки критика. Однако именно он породил самые неоднозначные толкования и оценки. Мнения профессионалов разделились: одни писали о евангельской составляющей, другие утверждали, что в проблематике "Возвращения" следует скорее искать ветхозаветную первооснову. Причем, явственная библейская символика картины зачастую воспринималась как некое назойливое цитирование, произвольное нанизывание известных ситуаций, приводящее к нарочитой загадочности, обрывочности сюжета, ненужным недомолвкам и неясностям. Действительно, что выкопал на острове главный герой, как и когда это там оказалось, и почему режиссер так и не удосужился открыть заветный ящичек и показать всем любопытствующим его содержимое, и какое вообще отношение имеет данная сцена к сюжету? К заветному ларцу еще вернемся. Прежде, полагаю, следует точнее определить, какую роль играют в фильме так называемые библейские мотивы. А это невозможно без ясного понимания того, как "работает" в "Возвращении" очень тонкий механизм сопряжения бытового и социально-психологического с бытийным; исторически-временного с вневременным, сверхчеловеческим, абсолютным, Божьим. Перед нами, конечно же, не пересказ евангельских событий на основе современного материала; не аллегория, не притча, и тем более не попытка "дотянуть" бытовую драму до уровня каких-то общекультурных обобщений, символов. Сценаристами и режиссером найдена, а актерами, оператором гениально реализована некая очень целостная модель — модель возвращения, второго пришествия.

Кадр из фильма 'Возвращение'
Кадр из фильма "Возвращение"

Все очень просто. Он обещал прийти еще раз и велел готовиться, ждать. И вот Он пришел — сейчас. Просто взял и пришел. Во-первых, потому что есть еще среди нас те, кто молит Его об этом. Ну, а во-вторых, просто потому, что … соскучился. Помните, когда вымокший до нитки, озлобившийся Иван начинает кричать, зачем Он пришел, зачем? Ведь им так было хорошо — с мамой, бабушкой! — И тогда отец тихо отвечает: "Ваша мать просила… И я сам хотел… вас видеть". Если тогда в Галилее и прочих святых местах проповедовал некий Мессия, окруженный толпами уверовавших и исцеленных, то теперь все иначе. Он пришел очень "адресно", интимно, вот в эту одинокую семью, к двум пацанам, которым так всегда недоставало отца. Он и пришел как Отец, а не пророк. Пришел к тем, кто больше всего в Нем нуждался. В независимости от того, ставили или нет перед собой такую задачу создатели фильма, но в столь неожиданном сюжетном ходе очень точно воплотился сам дух Евангелия, его основная идея — личного контакта с Богом и, отмечу сразу, — идея индивидуального, особого пути к Нему каждого. Евангелие ведь в том, что путь к Богу — одинокий путь, который никто не может пройти за тебя, а только ступая параллельно своей одинокой тропой. Впрочем, это странное одиночество, ибо рядом с тобой всегда будет Он.

1  2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 ... следующая »

комментарии (всего 9)

Гость_Margo
13.02.2011, 21:04
Спасибо огромное за Вашу потрясающую статью. Она очень многое помогает правильно понять в фильме.
Гость_Михаил
18.08.2010, 12:19
Превосходная статья.
Всем рекомендую похожий анализ Изгнания.
Акварель
6.12.2009, 21:01
Фильм посмотрела около полгода назад,до сих пор не отошла ещё от него.Глубокий,очень сильный психологический фильм,а статья очень интересная!спасибо автору!
Гость_Элеонора
26.07.2009, 23:52
Фильм восприняла как гениальный сразу. Что я увидела в нем? Когда человек подвергается насилию, находится в жестких условиях, он переносит эту модель поведения и на близких людей. Даже если любит и не желает им зла. Трагический финал не обязательно смерть. Это могут быть годы загубленной жизни рядом с таким человеком и опять-таки такой же стереотип поведения детей в дальнейшем, в своей семье.
Может быть так ведут себя сдабые люди? Абсолютно транслируют
навязанную им модель поведения?
Гость_Ирина
1.07.2009, 00:58
Ужасно нелепая статья... Как только в голову может прийти сравнивать отца из фильма "Возвращение" со Христом? Фильм глубокий, пронзительный и гениальный. И как все гениальное - несет в себе простые нетленные истины. Для меня это фильм о том, что бывает если близкие и необходимые друг другу люди не находят вовремя слов любви друг для друга, и еще о том что могло бы быть если бы эти слова были сказаны... Совсем немного любви, заботы и внимания со стороны жёсткого и строгого отца и его неожиданное возвращение стало бы началом их крепкой мужской дружбы, и принесло бы столько взаимной радости от общения. Еще немного выдржки мальчишкам, еще бы не сказать, не сделать так многого сгоряча...Если бы можно было все вернуть, отмотать назад эти несколько прожитых дней как киноленту, каким бы было это возвращение? Остается только думать об этом возвращаясь в прошлое по старым фотографиям и слайдам...

Ознакомиться со всеми отзывами зрителей, а также высказать свое мнение вы можете на странице обсуждения.

 автор: Оксана Богачевская
 дата публикации: 10.06.2009
 комментариев 9
Возвращение
Андрей Звягинцев
©2003-2016 Ruskino.ru
 раздел Статьи о кино, § 6, стр.1 
гостевая


             






Архив
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100