на главную  Сайт №1 о российском кино  

 раздел Статьи о кино, § 4, стр.1 


КАДРЫ по теме
кадр из фильма
фотография со съемок фильма
фотография со съемок фильма
ВИДЕОРОЛИКИновые
Трейлер фильма "Дед Мороз. Битва магов"
Трейлер фильма "Ледокол"
Трейлер фильма "Дизлайк"

Препарат профессора Гибберна


   cтраница 1
Вторая полнометражная картина триумфатора Венеции Андрея Звягинцева "Изгнание" была встречена зрителем довольно холодно. После первых просмотров в рядах даже "продвинутых" синефилов царило недоумение. Кто-то вяло аплодировал, кто-то недовольно ворчал, а уж, после того, как синефилы прочитали разгромные рецензии знатных киноведов, поток критики обрушился на Звягинцева как цунами на провинцию Ачех. Казалось, что проклятия и ругань смоют вчерашнего любимца в океан забвения, и утонет там Андрей вместе с Балуевым, Лавроненко и Марией Бонневи в придачу. Те, кто еще вчера дружно восторгался "Возвращением", пожалели о былых восторгах – мол, "зря мы тогда "купились". Те же, кто молча проглотил успех "Возвращения", наконец-то облегчились, заявив, что "фильм – полное дерьмо".

Кадр из фильма 'Изгнание'

Екатерина Барабаш заявила, что Звягинцев изобрел "духовный гламур", беспощадный по форме и бессмысленный по содержанию. Елена Ардабацкая отметила, что просмотр был трудным, поскольку в "Изгнании" - ничего нет: ни людей, ни запахов, только Пустота. Сам Роман Волобуев сначала больше ерничал насчет ультрамариновых хлебниц, а потом не выдержал и стал резать правду-матку. С его слов получалось, что, даже презираемый нынче Михалков, и то: "личность сложная, а Звягинцев - однослойная структура, он - хороший профессиональный режиссер, уровня среднего американского сериальщика, снимающий кино о том, что ему абсолютно до лампочки - из сугубо шкурных, притом, соображений, а поскольку он работает не в сегменте "Моей прекрасной няни", а в сегменте русской, типа, духовности, его равнодушие, и тот факт, что он ни хрена не знает о тех глубокомысленных вещах, которые изображает в своих фильмах, - это и есть страшное". Даже мирно настроенный Сэм Клебанов сетовал: "Вроде бы в фильме постоянно предлагают подумать, какой смысл в этих религиозных параллелях. Может, мы, конечно, плохо думали, но что-то ничего не придумалось".

Я не буду перечислять все претензии и нападки недовольных киноведов и кинозрительниц, скажу лишь, что, если не углубляться в детали, то критику "Изгнания" можно свести к трем пунктам:

1) Безымянность времени и места действия фильма
2) Искусственный сюжет
3) Отсутствие осмысленного содержания

Давайте разберемся по порядку.

Время и место действия

Быть может, в каком-то другом фильме изнеженные склоны, нефритовая посуда и пылинки в лучах солнца были бы восприняты на ура, но в "Изгнании" изысканная эстетика зрителя оттолкнула. Маньеризм мизансцен, красоты пейзажей вкупе с маниакальным стремлением режиссера изгнать все приметы времени из кадра возвели между зрителем и фильмом стену непонимания. Многим казалось, что не люди, а безымянные призраки бродят в пустых комнатах и одиноких рощах, что режиссер пытается скрыть за красотой кадра нищету содержания. Так ли это? Давайте попробуем взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Кадр из фильма 'Изгнание'

Вы когда-нибудь пытались пересказать свой сон? Тогда, наверняка, испытали разочарование от невозможности передать лишь одному вам понятные ощущения. Да, что там сновидения. Даже в повседневной жизни есть такие изломы, такие переливы переживаний, такие "психологические пространства", о которых нельзя рассказать, поскольку слов не хватает. Иногда может помочь поэзия, иногда музыка, а иногда и кино. Существует понятие "сновидческое кино", т.е. кино, которое открывает порой такие пласты памяти, дает такие ощущения, которые могут быть и ярче, и богаче, чем, например, воспоминания о первой любви или поездке в Китай. Классическим примером сновидческого кино признается фильм Алексея Германа "Хрусталев, машину". Я не могу говорить о других, но "Изгнание" мне напомнило переживание первого дня в Мадриде, переживание сначала выпуклое, шершавое что ли, но потом совсем забытое. Почему-то именно первые дни в новом месте всегда стоят особняком. Конечно, психологическая реальность у каждого своя. Разумеется, кого-то эстетика фильма оставит равнодушным, и "это – правильно". Посмотрите на кино и с этой стороны, быть может, какой-нибудь другой фильм разбудит в вас то, что не выразить словами. Впрочем, тут дело не только в сновидческом кино. Мнение о том, что кино из всех искусств ближе всех лежит к миру сновидений, разделяет чуть ли не половина киноведов, и я могу только с ним согласится.

Apropos, "Изгнание" снималось в южной Молдове в 5 километрах от города Вулканешты. Не знаю, где точно в Молдове проходили съемки "Зайца над бездной", но как только я увидел пейзажи "Изгнания", то сразу вспомнил и ленту Кеосаяна. Такая вот Молдавия, красивая и сентиментальная! Так что любая "безымянность" – вещь весьма относительная. Вопрос в широте кругозора.

Искусственность сюжета?

Можно ли сказать, что сюжет "Изгнания" искусственен? Смотря как смотреть. В самом деле, на первый взгляд, стройная история об измене, беременности, об отношениях мужчины и женщины в конце фильма рассыпается как карточный домик. Виной тому – непостижимое для многих "жертвоприношение" главной героини. Особенно зрительницы возмущались и отмечали, что образ Веры – насквозь фальшив, что вместо женщины Звягинцев представил фантом, мужское представление о ней. Забавно, что и на IMDb у "Изгнания" между женской и мужской аудиторией наблюдается значительное расхождение в оценках. Если женщины в среднем оценили ленту на 6.4, то мужчины на 8.0. Такое случается довольно редко. Но дело, как мне кажется, вот в чем: я убежден, что семейная драма, внешняя канва событий - это лишь преддверие к более глубоким пластам фильма. В этом свете нелепость поступков Веры, ее измена, ее намеки и жертвенный аборт приобретает совсем иной оттенок. Интересно, что в связи с массовым внедрением теста на ДНК проблема супружеских измен всколыхнула в обществе небывалую полемику. Тут как тут подоспели "4 месяца, 3 недели, 2 дня" каннского лауреата румына Мунжиу и "Изгнание" Звягинцева, в связи, с чем в сетевых форумах началось беспощадное рубилово по поводу адюльтеров и связанных с ними абортов. Но в "Изгнании" аборт - лишь повод, а не предмет спора. Фильм не о нем, а о чем же?

21 ноября 2006 года в "Российской газете" было опубликовано интервью Андрея Звягинцева. На вопрос корреспондента Валерия Кичина об "Изгнании" режиссер говорит следующее:

Звягинцев: "…Вообще, надо сказать, что персонаж мне важен вовсе не как характер или социальный тип, а как носитель определенных идей. Не как индивидуальность, а как функция, воплощенная в теле этого актера или актрисы.

Валерий Кичин: Иными словами, вы понимаете фильм как действующую модель жизни?

Звягинцев: Да, как жизнеустройство. Не на бытовом уровне, а на метафизическом, возможно, даже мистическом. Примерно так было и с "Возвращением": там отец был не просто и не только конкретным человеком, а тоже определенной функцией, воплощением некой идеи. Впрочем, и дети тоже. Я так устроен: у меня интерес возникает, если я не столько открываю героя как характер, сколько нахожу ключ к его идее. Красота мира воплощается вовсе не через бесславные сражения в мире людей, живущем эмоциями, корыстью и страстями. Она выражается через битву в мире идей. Там эта битва нескончаема и прекрасна".

Эти слова сразу переворачивают все с ног на голову. Добросовестный просмотр позволяет буквально с первых кадров увидеть за ворохом слов и событий историю с заботливо расставленными подсказками. Звягинцев вовсе не желал запутать зрителя. Наоборот, и самим фильмом и прямыми намеками в интервью он раскрывает все карты. Оказывается, что за внешней канвой событий открывается огромный мир, где все загадки превращаются в отгадку. Так о чем же этот фильм?

1  2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . 11 ... следующая »

комментарии (всего 17)

Гость_Galina_SC
6.02.2011, 18:36
Посмотрела фильм вчера ночью. Как и многие из участников обсуждения, с опаской: сможет ли режиссер? После ошеломительного "Возвращения"?
Да. Фильм практически совершенен. Прекраснен и аскетически прост.

Как в античной трагедии, автор оперирует архетипами, упрощая, как может, все признаки времени и места действия. Вот Вера - она духовное начало человека, стремящееся к идеалу. Вот Марк, начало телесное, стремящееся к комфорту (физическому, психологическому...). А вот Алекс, он просто человек. Марк ему брат, т.е. это его тело, которое человек не выбирает. Вера - жена. Она не данность. Для постижения идеала человеку нужно забыть или отказаться от того, что ему физически дорого или психологически удобно. ...еще»
Гость_Инесса Рахманова
2.05.2010, 21:44
Фильм глубокий - это все что можно поставить ему в вину.
Да уж, мы там не привыкли бывать, по поверхности порхается легче. Фильм о подлинноой любви - любви жертвенной. Как всегда вера приносит в жертву невинных ибо сочетается Творцу, и Преображается в нем, и как всегда мы распинаем ее в своем бесчувствии и пошлости, от которых до хамства (это я о коментариях) - один шаг.

С глубоким уважением к автору фильма, и глубоким сочувствием ко всем нам убогим, благодарный зритель.
Гость_Лидия
29.04.2010, 20:28
Очень жаль, что написав такой банальнейший разбор, автор считает, что объяснил "смысл" фильма. Если зритель не понимает, не чувствует всего это по ходу просмотра - значит либо фильм тотально не удался, либо он предназначен совсем для других зрителей - например узкого круга интеллектуалов-эрудитов, которым доставляет удовольствие игры с символами и аллюзиями. Если же фильм (или, скорее, задумка автора?) становится понятен только после прочтения такого "навигатора по аллюзиям", то не свидетельствует ли это о полной беспомощности режиссера - передать зрителю свои идеи без посредничества комментаторов и интерпретаторов? Фильмы Тарковского, с которым сравнивают Звягинцева, действуют на всех уровнях - их можно и не начинать интеллектуалистски анализировать - они действуют на всех уровнях, и на эмоции, и на эстетическую чувствительность, и на разум и т.п. Звягинцев же холоден, концептуален.
Фильм красивый, неглупый. Мог бы получиться замечательным, если бы в нем было побольше живого переживания автора, а не просто отчужденное иллюстрирование символов и идей.
Гость_Акварель
4.04.2010, 12:08
Фильм мне не понравился,но сейчас,прочитав статью,буду его пересматривать.Автор очень убедил меня в смысле и задумке фильма
Гость_Михаил
7.01.2010, 19:19
Огромная благодарность Евгению Васильцеву. ..Просмотренного и прочитанного мне хватит ещё надолго, пока писать больше ничего не буду :)

Ознакомиться со всеми отзывами зрителей, а также высказать свое мнение вы можете на странице обсуждения.

 автор: Евгений Васильев
 дата публикации: 14.12.2008
 комментариев 17
Изгнание
Андрей Звягинцев
©2003-2016 Ruskino.ru
 раздел Статьи о кино, § 4, стр.1 
гостевая


             






Архив
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100