на главную  Сайт №1 о российском кино  

 раздел Статьи о кино, § 1, стр.1 


КАДРЫ по теме
Дмитрий Иосифов в фильме "Приключения Буратино"
кадр из фильма
Дмитрий Иосифов в фильме "Приключения Буратино"
ВИДЕОРОЛИКИновые
Трейлер фильма "Кухня. Последняя битва"
Трейлер фильма "Огни большой деревни"
Трейлер фильма "Гуляй, Вася"
Современные детские игровые площадки купить в Москве.

Судьба деревянного Человека


   cтраница 1
Буратино смотрит в небо и задумчиво сам себе говорит:
"Вот и зачат я был непорочно, и отец мой - плотник..."

Кинофильм "Приключения Буратино" Леонида Нечаева – тайна. Если прочитать отзывы иностранцев на IMDB, то это подозрение только усиливается. Почему-то о странности, таинственности, чудесности в первую очередь твердят американцы.

В России этой странности не замечают и любят фильм по-простому, по-домашнему. Зато нежно и преданно. Пожалуй, только "Ирония Судьбы" демонстрировалась по телевизору чаще, чем эта детская сказка. Казалось бы незатейливый сюжет, простая история и такая популярность. В чем тут дело?

Заресничная страна

Давайте на секунду забудем о фильме Нечаева и вспомним сказку Алексея Толстого, написанную в 1936 году, по мотивам "Приключений Пиннокио" Коллоди. Обе сказки, советская и итальянская дали толчок появлению тысяч скабрезных анекдотов и десятков серьезных культурологических и философских трактатов. Почему? В первую очередь, бросается в глаза латентный эротизм сюжета, сюжета, рассказывающего о деревянном мальчике с длинным носом, мальчике, протыкающим холст в коморке папы Карло.

И вот в 1975 году выходят "Приключения Буратино". Никакой многозначительности, никаких скабрезных смыслов. В отличие от анекдотов и трактатов Нечаевская кинолента "вбирает" в себя этот эротизм, насыщается им, но не распаковывает, не опускает его вниз. Наоборот, поднимает в поднебесье, возвеличивает его в непорочной святости. Это было не ново. Это - одно из свойств советского кино в целом. "Приключения Буратино" балансируют на кончике стыда. Здесь эротика завуалирована, закутана четыре раза в панталоны Мальвины. Вспомним эпизод с серенадой Пьеро. Томительная музыка Алексея Рыбникова, малиновое варенье и ангел, сошедший с небес, - Мальвина. Вот такая вот сбежавшая невеста семи лет. Взор лиловый – бирюзов. Эта мизансцена обладает коллосальным эротическим объемом и в то же время безукоризненным целомудрием. Когда я смотрел этот фильм в раннем детстве, я буквально кожей ощутил эту двусмысленность. Что-то здесь было.


Серенада Пьеро (музыка Алексея Рыбникова, слова Юрия Энтина)

И действительно, только спустя годы исполнительница роли Мальвины Таня Проценко признается в интервью о заэкранной симпатии к Роману Столкрацу - Пьеро. По сюжету Мальвина должна быть безучастна к Пьеро, но в ее глазах искрился интерес. Такое переплетение чувств рождало шедевр. Как выяснилось в последствии, по словам оператора Юрия Елхова, Рома Столкарц тоже по уши был влюблен в Таню, но, как это часто случается, всеми силами старался скрыть свои чувства. Пленка же зафиксировала подтекст переживаний юных актеров. Сейчас в эпоху небывалой свободы, в контексте массовой культуры подобная "эротическая святость" стала нести печать аристократического превосходства. "Приключения Буратино" как и многие другие советские фильмы проскользили "между двумя соедивишимися нельзя" - между молотом цензуры и наковальней безвкусицы, и, таким образом, приобрели эстетский шик и элегантность. В этом секрет успеха многих советских фильмов, в том, числе и "Приключений Буратино".

Буратиноведение

Вторым важным фактором успеха фильма стал вечный сюжет о Деревянном Человеке Буратино. "Приключения Буратино" основаны на литературном источнике с очень странным, таинственным сюжетом. Рассказ о поиске сакральной двери настолько неоднозначен, что в разные эпохи рождает десятки интерпретаций. Возник даже новый термин: "Буратиноведение".

Так, Мирон Петровский в своем знаменитом труде "Что отпирает Золотой ключик?" углядел в сказке Толстого пародию на Серебряный Век c Блоком, Белым и Мейерхольдом. В эпоху Ельцина образ "Поля чудес в стране дураков" стал символом финансовых пирамид и всей России в целом. Забавно, что передача с одноименным названием все еще не умерла. В 1937 году Карабас Барабас воспринимался как Отец Народов, Мальвина и Пьеро как белоэмиграция, папа Карло как затюканный властью народ, а Буратино как сам Алексей Толстой, который обдурил неотесанного Сталина-Барабаса. При Брежневе холст с нарисованным очагом понимался как Преддверие Грядущего. Неслучайно в фильме Нечаева куклы упорхнули от эксплуататора Барабаса в эпоху развитого социализма.

1  2 . 3 . 4 ... следующая »

комментарии (всего 5)

SergeyM
18.03.2011, 00:10
Замечательно подробная и всеохватывающая статья про один из любимых фильмов детства. Спасибо автору. Действительно, снято на пять. Спасибо создателям фильма.

Если бы современные кинотворцы так же анализировали детские фильмы прошлого, то смогли бы снять что-нибудь стоящее сегодня. Но будем верить, всё ещё случится.
Filin
23.05.2010, 11:27
Моя любимая сказка! Прекрасный фильм!
semen
3.08.2008, 08:01
# фонарщиков Мы люди неплохие...
# папы Карло Из пахучих завитушек стружек и колечек...
# Карабаса Барабаса Я этих кукол обожаю как будто собственных детей...
# кукол У Карабаса страшный бас...
http://financianews.blogspot.com
Sara2008
31.07.2008, 05:52
многие реплики, произносимые с экрана героями картины, сразу же ушли в народ: «дайте мне три корочки хлеба», «богатенький Буратино», «какое небо голубое!», «щас в рожу вцеплюсь»… Леонид Нечаев признается, что делал свою картину не только для маленького зрителя. Это семейный фильм. www.medsearch.comphost.info
Sara2008
31.07.2008, 05:37
У каждого поколения детей свое культовое кино. Но есть фильмы, которые никогда не уйдут с экранов. Такими, безусловно, были и остаются работы Нечаева.

Ознакомиться со всеми отзывами зрителей, а также высказать свое мнение вы можете на странице обсуждения.

 автор: Евгений Васильев
 дата публикации: 31.05.2008
 комментариев 5
Приключения Буратино
Роман Столкарц
©2003-2016 Ruskino.ru
 раздел Статьи о кино, § 1, стр.1 
гостевая


             






Архив
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100